Научные принципы наглядности и правила обучения

0
0

Дидактика — отрасль педагогики, которая зародилась еще в XVII веке, но не утратила своего значения и по сей день. Социальные исторические изменения, конечно, вносят в содержание обучения и воспитания нового поколения свои дополнения и поправки. Однако к этой науке педагоги обращаются каждый раз, когда возникают вечные вопросы: чему, зачем, когда и как учить ребенка?

Когда обучение результативно

Высокую эффективность обучения обеспечивают такие факторы:

  1. Информация или учебный материал, доступные для понимания и усвоения по содержанию, количеству и качеству. Для этого разработаны (или разрабатываются инновационные) способы изложения — методы, приемы.
  2. Качественный уровень организации процесса обучения: а) на уроках он зависит от оснащенности и условий, правильного выбора организационной формы, профессионализма педагогов, контроля результатов и др.; б) во внеурочное время гарантируется своевременным контролем и достаточной помощью учащемуся со стороны взрослых и сверстников, использованием дополнительной литературы, организацией самостоятельной работы.
  3. Обучаемость учеников — групповая и индивидуальная на уроках и вне уроков, их способность усвоить определенный объем познавательного материала в установленное время. Зависит от существующего уровня подготовки, способности к обучению, наличия воли к учебному труду, работоспособности, мотивации.
  4. Затраты времени на уроках и на самоподготовку.
принцип наглядности в обучении

Результативность процесса обучения определяется по объему усвоенного учеником теоретического материала, по сформированности практических навыков и умений и по тому, как он использует их в соответствующих жизненных ситуациях.

Что такое дидактические правила и принципы

Цели обучения достижимы, если педагог владеет методикой и технологией преподавания дисциплины. Основоположник дидактики Я. А. Коменский (1592-1670, Чехия) разработал и пропагандировал научный подход к обучению и воспитанию детей. Его основные идеи реализуются и в современной системе образования.

Как и любой процесс, обучение имеет свои законы, правила и принципы.

принцип научности наглядности

Правила описывают необходимые действия педагога, которые способствуют реализации принципа. Например, принцип наглядности в обучении требует от учителя при подборе и использовании наглядного материала учитывать возраст детей, его соответствие целям обучения, размер, обеспечение достаточной освещенности и очередность доступа к материалу, если планируются практические действия.

Принципы указывают, как достичь цели, желаемого результата с учетом закономерностей обучения и через правильный выбор его методов, приемов, форм. Принципы наглядности, сознательности и активности, например, реализуются через контроль знаний, повторение пройденного материала, организацию использования теории на практических уроках.

Цели определяют пути их достижения

Главное в обучении — правильный выбор его задач с учетом особенностей обучающихся, а затем форм и средств осуществления учебного процесса.

Многовековой опыт, исследования корифеев науки доказали, что соблюдение классических принципов и правил организации воспитательно-образовательного процесса гарантирует достижение поставленных целей.

правила принципа наглядности

Принципы

Правила и условия соблюдения

Принцип сознательности и активности в усвоении материала

Обеспечение высокой мотивации обучения. Яркое, эмоциональное, доступное изложение материала, его значение для практического использования. Опора на личный опыт учащихся. Поощрение стремления делиться знаниями и опытом с другими.

Принцип наглядности

К восприятию зрительных образов подключать другие органы чувств. Достаточное, обоснованное количество качественного наглядного материала. Привлечение учащихся к его подготовке и изготовлению.

Принцип систематичности и последовательности

Раскрывать логическую связь нового материала с предыдущим, взаимовлияние раскрываемых процессов, избегать больших перерывов в изучении. Упражнять учащихся в рассуждениях, умозаключениях. Показывать им наглядные схемы развития научных изысканий, иллюстрировать примерами, фактами. Использовать различные способы закрепления пройденного материала в памяти.

Принцип доступности

Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития учащихся, стимулировать их природное любопытство и потребность в познавательной деятельности. Использовать наглядные, практические методы обучения, примеры из литературных произведений, кино. Подталкивать к самостоятельным рассуждениям и выводам.

Принцип прочности

Прочность запоминания обеспечивается логичным, конкретным, кратким, эмоциональным изложением нового с опорой на разные рецепторы и на интерес учащихся. Интенсивное закрепление материала сразу после изложения с использованием различных приемов стимулирует его припоминание и понимание. Избегать умственной и эмоциональной перегрузки, дозировать информацию с учетом особенностей аудитории, разнообразить задания и упражнения, вводить опытную работу.

Принцип научности

Излагаемый материал должен быть научно достоверным. Предлагать учащимся освоить научные методы исследования, опыты, эксперименты, помогая затем сделать правильные обобщения и выводы. Знакомить с новыми направлениями и достижениями в различных областях науки.

Принцип связи теории с практикой

Организация производительной деятельности учащихся, их профориентации. Обозначение связей науки с потребностями людей и возможностей научной рационализации труда. Обучение анализу и планированию учебной и трудовой деятельности, стимулирование самообразования.

Современная дидактика разрабатывает новые принципы и правила обучения с опорой на новейшие достижения науки и педагогической практики.

Принципы опережающего и развивающего обучения

Разработаны известным советским психологом и учеником Л. С. Выготского Занковым Л. В., опробованы в длительном массовом эксперименте, проведенном в различных школах, в различных регионах страны в 60-80 гг прошлого века.

принципы наглядности сознательности и активности

Не отрицая необходимости учета актуального уровня развития ученика, Л. С. Выготский доказывал, что учение должно идти впереди сегодняшних его достижений и пробуждать пока не проснувшиеся способности, ориентировать на завтрашние знания, подготавливать к появлению новых навыков и умений. Этим у ученика стимулируется «зона ближайшего развития».

Л. В. Занков, опираясь на исследования своего учителя, разработал следующие дидактические принципы:

  • теория имеет преобладающее значение по сравнению с практикой;
  • быстрый темп обучения и опережающий, но посильный уровень его трудности активизируют мыслительную деятельность ученика;
  • воспитание осознанного отношения к учебе — это своего рода внутренний стимул к самоообразованию и стремлению к знаниям.

Кроме того, Занков Л. В. указывал на необходимость не только обучения, но и развития каждого — и сильного, и слабого — ученика. Оно подразумевает обогащение его нравственного мира способностями чувствовать, переживать, испытывать духовные потребности, стремиться к использованию знаний в нравственных целях.

Наиболее благоприятным периодом развития ребенка Занков Л.В. считал время обучения его в начальной школе, когда наиболее интенсивно формируется личность и ее основные качества. Педагогические ошибки в этом возрасте приводят к трудному, порой безуспешному, процессу перевоспитания.

Педагогическое творчество

Образовательная практика требует творческого использования принципов и правил дидактики, поскольку каждый учебный предмет специфичен, как и условия его преподавания. Например, суть принципа наглядности состоит в демонстрации объектов. Предметы разнообразны: астрономические объекты, предметы искусства, живые и микроскопические объекты и т. п. Поэтому и правила принципа наглядности будут в каждом отдельном случае особыми.

Как правило, необходимые условия успешного образовательного процесса реализуются комплексно, а не в отрыве друг от друга. Принципы научности и наглядности связаны необходимостью дать слушателям зрительные образы тех научных объектов, которые невозможно ощутить ни одним органом чувств.

суть принципа наглядности

Что такое атом, как он выглядит, какие функции выполняет? Рисунки, схемы и модели строения помогут детям найти ответы на эти вопросы.

Широкий кругозор педагога и творческий подход к работе помогут ему в выборе и рациональном комбинировании разнообразных способов и средств воздействия на сознание и воображение обучающихся. Знание фактов мировой, национальной науки и культуры, региональных достижений позволят сделать самую сухую теорию жизненной и запоминающейся.

Подведем итоги

Дидактические принципы и правила — это своего рода правила организации следования ребенка из пункта А (начальный уровень развития) до пункта Б (высокий уровень развития). Результаты их игнорирования педагогом не менее трагичны, чем нарушения правил дорожного движения, хотя имеют отдаленные последствия.

Низкий уровень знаний, умений и навыков, несформированность важных личностных качеств — любознательности, трудолюбия, культуры, отсутствие духовных потребностей закрывают перспективы социального благополучия и роста вчерашнего ученика.

Ответственность педагога за результаты работы должна стимулировать его стремление к мастерскому владению всеми тонкостями своего ремесла.