Макросреда и микросреда предприятия

Каждая компания осуществляет свою деятельность в особенных, специфичных для нее условиях, при этом решаются самые разнообразные задачи. Именно поэтому система маркетинга предприятия меняется в зависимости от того, где ее необходимо применить. МакросредаА специалисты-маркетологи должны принимать во внимание региональные особенности при учете потенциальных ресурсов и требований потребителей в рыночной среде. Под рыночной (или маркетинговой) средой принято понимать всю совокупность факторов, сил, ресурсов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность фирмы.

Внутренняя маркетинговая среда

Все факторы, которые оказывают влияние на деятельность любого предприятия, принято делить на две большие группы: внутренние и внешние. К первым относят элементы, созданные самой организацией, находящиеся в зависимости от решений и действий руководства. Вторую группу довольно сложно, но можно контролировать (при правильной организации управленческой деятельности). Совокупность внешних и внутренних факторов называется микросредой маркетинга.

Макросреда

Макросреда компанииСуществует также группа сил и факторов, независимых от усилий руководства того или иного предприятия. Такая совокупность носит название "макросреда", которая представляет собой глобальные и не поддающиеся управлению факторы, оказывающие действие в масштабах страны. В отличие от микросреды, элементы этой категории влияют непредсказуемо на деятельность компании. Для составления прогнозов, требуется глубокий системный анализ и изучение. Макросреда компании включает социально-экономические факторы, демографические, природные, технические, политические, культурные и прочие.

Основные факторы макросреды

Любая организация имеет поставщиков, клиентов, посредников, конкурентов, но все они функционируют в рамках сил, которые способны привнести как новые возможности, так и опасности. Макросреда характеризуется демографической, экономической, природной, научно-технической, политической и культурной средами. Остановимся несколько подробнее на каждой из них:

- Демографическая. Она представляет особый интерес для маркетологов, ведь потребителями любой продукции или услуги являются люди. К основным тенденциям демографии относят старение населения, сокращение рождаемости, увеличение смертности, демографические «взрывы» и прочие.

- Экономическая. Уровень доходов населения, доступность заемных средств, цены оказывают прямое влияние на покупательную способность, что, несомненно, имеет большое значение для любой компании.

Внутренняя маркетинговая среда

- Природная. Производители предлагают товары в соответствии с изменениями в природе. Так, огромное влияние на предложение оказывают следующие особенности: дефицит того или иного сырья, увеличение стоимости энергии, загрязнение окружающей среды и прочие.

- Научно-техническая. Эта категория несет в себе как великие блага (медикаменты, возможность осуществления сложных медицинских операций, автоматизацию производства), так и опасность (ядерное оружие). Любое изобретение имеет долгосрочные последствия, предвидеть результат которых не всегда возможно. Компании должны быть в курсе последних научно-технических разработок.

- Политическая. Это совокупность нормативных документов, госучреждений, общественные группы, которые способны ограничить свободу действий в общественной среде.

- Культурная. Находясь в обществе, человек принимает нормы поведения, ценности и определенные взгляды, которые важно учитывать.

Заключение

Макросреда и микросреда тесно взаимосвязаны. Любое предприятие не может существовать вне общества, поэтому в процессе осуществления деятельности, важно учитывать влияние не только внутренних факторов (конкурентов, клиентов, поставщиков), но и глобальных (демографическую, политическую ситуацию в стране, уровень НТП и многие другие).