Средневековая философия как важнейший этап формирования современного мировоззрения

Средневековая философия занимает значительное место в процессе развития представлений об окружающем мире и месте человека в нем. Несмотря на то, что многие ученые относятся к этому этапу достаточно скептически, выделяя его ограниченность по сравнению с периодами античности и Возрождения, без тщательного анализа идей философов Средневековья нельзя понять причины появления тех или иных концепций в последующее время.

Средневековая философия

Общая характеристика средневековой философии невозможна без тщательного рассмотрения особенностей мировоззрения этого периода. Его краеугольным камнем служила религия, которая проникла во все сферы общественной жизни и подчинила себе не только духовную, но и повседневную жизнь человека. Стоит ли удивляться тому, что практически все самые яркие представители средневековой философии – Августин Блаженный, Григорий Турский, Фома Аквинский – были священниками.

Представители средневековой философии

Принципиально важным отличием Средневековья от предшествующего ему периода античности являлось то, что истина связывалась не со сложным процессом получения и обработки всевозможных фактов, нахождения между ними причинно-следственных связей, а с тщательным анализом Священного Писания, в котором, по мнению мыслителей, можно было найти ответы на все вопросы.

Средневековая философия базировалась на том, что истина уже задана, задача ученого, как, впрочем, и любого обычного человека - понять ее и сделать полученное знание основой своей мирской жизни. Именно заданность истины предопределила основные методы работы философов в данный период – герменевтический и дидактический. Помимо них широко применялся логический и лингвистический анализ текстов, когда буквально как под микроскопом изучались все положения Библии и других священных книг.

Общая характеристика средневековой философии

Средневековая философия зачастую представляется как нечто единое, не терпящее никаких противоречий и противопоставлений, однако это далеко не так. Помимо общепринятого деления всех ученых этого периода на представителей патристики и схоластики, важное значение для понимания основных идей в это тысячелетие имеет характеристика таких философских течений, как концептуализм, номинализм и реализм.
Представители первого утверждали, что общие понятия – универсалии – необходимо искать не только внутри каждой вещи, но и в окружающем мире. Номиналисты придерживались того мнения, что общее может существовать только вне предметов и явлений, причем возникает оно уже после них. Наконец, реализм, который в конце концов одержал победу, предполагал существование универсалий до самого предмета. Такой подход вполне соответствовал Библии, в которой утверждалось, что «сначала было слово».

Средневековая философия базировалась на авторитете самых известных мыслителей этого времени. При этом их авторитет основывался не на научных достижениях, а на  подвижнической жизни и твердом следовании основным канонам Священного Писания. При этом развитая в античные времена логика была практически забыта, так как особой необходимости в доказательствах тех или иных положений не было, все должно было приниматься на веру.