Теоцентризм средневековой философии. Основные принципы

Что такое теоцентризм средневековой философии?

Эпоха средневековья... Время крестовых походов, смелых рыцарей и всемогущей инквизиции... Однако несмотря на то, что многие ученые Средние века называют эпохой варварства, именно в это время как никогда была глубока вера людей в Бога, в загробную жизнь и в Священное Писание. Теоцентризм средневековой философии характеризуется следующими установками: занижается роль человека в этом мире, высшей целью существования на этой земле становится познание Бога, достижение абсолютной истины. По определению же, теоцентризм ("Бог в центре") - это религиозное мировоззрение, когда человек познает окружающее через призму христианских догматов. 

теоцентризм средневековой философии

Основные принципы средневековой философии

а) Сакрализация (сближение философии с религией) и морализация (направленность философии на воспитание в христианине тех норм поведения, которые диктует Библия).

б) Библия - единственный и неоспоримый источник истины.

в) Религиозные труды преподносились последователям в форме назиданий. Понятность и обязательность исполнения заветов - вот какую цель преследовала средневековая философия. Теоцентризм играл роль нравственного регулятора в обществе.

принципы средневековой философии

г) Христианское учение было оптимистичным, гностическим и лишенным всякого
скептицизма. "Бога можно постичь",- говорили средневековые философы, - "однако не с помощью разума, а верой. Нам оставлены откровения в виде священных библейских текстов, где указан прямой путь к спасению души, нужно лишь следовать по нему".

Философские учения эпохи Средневековья

Основными направлениями, в которых был наиболее ярко выражен теоцентризм средневековой философии, были патристика и схоластика.

средневековая философия теоцентризм

1. Патристика ("учение отцов церкви") - это совокупность учений раннехристианских богословов (Отцов церкви), направленных на доказательство существования Бога, а также на решение спорных религиозных вопросов. Кроме того, важнейшей задачей патристики было защитить позиции учения о Христе и Святой Троице от нападок, укрепить его позиции на мировой арене. В трудах ранних представителей данного течения -апологетов - еще наблюдается влияние греческих школ, однако, они внесли большой вклад в развитие этих учений. В частности, именно тогда зародилось искусство толкования текстов Священного Писания - герменевтика. Также ученые-богословы занимаются такими проблемами, как иерархические отношения Отца и Сына (тринитарная проблема), возможность познания Бога, бессмертие души. Виднейшими представителями являются Юстин, Клемент Александрийский, Ориген, Пелагий, Авустин Блаженный, Иоанн Златоуст, Василий Великий и многие другие.

2. Схоластика (с греч. "школа") - религиозная философия, поставившая своей целью систематизировать тексты Священного Писания, а также труды Отцов церкви. Это делалось для того, чтобы адаптировать их для понимания высшей истины обыкновенными людьми. Теоцентризм средневековой философии преподносился как сам собою разумеющийся, ведь любое познание человека или Бога исходит от Творца. Тем самым стиралась граница между религией и философией.