Вальдорфская школа - что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика

0
0

Вальдорфская (она же штайнеровская) педагогика – альтернативная система обучения детей, основанная на антропософии. Данное религиозно-мистическое учение было выделено из теософии Рудольфом Штайнером. История вальдорфской школы началась в далеком 1919 году. Главная особенность этой образовательной системы состоит в том, что она развивает индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет ему уверовать в свои силы и «уважает детство». На сегодняшний день в 60 странах мира действует более 1000 таких школ и более 2000 детских садов. Из данной статьи вы узнаете, что это такое - вальдорфская школа и почему многие родители предпочитают учить своих детей именно по этой системе.

Антропософские основы

В педагогических воззрениях Штайнера антропософия служит не предметом преподавания, а лишь основой образовательной методики и ее главным инструментом. Философ стремился подчинить педагогику потребностям развития детей, а не требованиям «позднеиндустриального общества достижений». Эти подробности рассматривались педагогом через призму его антропософских гипотез, главным образом рассказывающих о триединстве, 4 сущностях человека и темпераменте.

Вальдорфская школа: что это такое?

Триединство

Рудольф Штайнер был уверен, что в человеке объединяются дух, душа и тело. Им соответствуют: мысль (познавательные и интеллектуальные способности), чувство (творческие и художественные способности) и воля (практические и производственные способности). Задача педагогики, по его мнению, состоит не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и в его эмоциональном взрослении и волевом становлении.

Четыре сущности человека

Помимо физического тела, Штайнер описывает еще три человеческие сущности, которые не могут быть непосредственно восприняты, то есть обнаруживаются лишь по действиям. По его мнению, в каждом человека происходит взаимодействие таких тел:

  1. Физическое.
  2. Эфирное. Отвечает за жизненные силы и рост.
  3. Астральное. Отвечает за движение души.
  4. Некое «Я». Является бессмертной духовной составляющей человека.

Каждая их сущностей имеет определенное время рождения и появляется через семь лет после предыдущей. Школьные годы приходятся как раз на рождение двух сущностей:

  1. Эфирного тела. Оно рождается в период, когда у ребенка начинается смена зубов, то есть примерно в 7 лет. До этого малыш получал знания благодаря «примеру и подражанию». Теперь же основу его обучения составляют «следование и авторитет». В этот период начинают развиваться душевные силы, память и образная фантазия.
  2. Астральное тело. Оно рождается в начале пубертатного периода, то есть примерно в 14 лет. Сопровождается интенсивным эмоциональным взрослением и развитием интеллектуальных способностей (силы убеждения, свободы мысли и абстрактного мышления).

Штайнер рассматривает воспитание как «содействие развитию». Согласно этой логике, в 21 год, когда рождается «Я», начинается процесс саморазвития.

Вальдорфская школа в Москве

Темпераменты

Учение о темпераментах Штайнер развивал с позиции антропософии, соотнося каждую из человеческих сущностей с определенным типом темперамента:

  1. Меланхолик – физическое тело.
  2. Флегматик – эфирное тело.
  3. Сангвиник – астральное тело.
  4. Холерик – «Я».

У каждого человека смешение темпераментов уникально, и этим объясняется его индивидуальность. Также у каждого есть преобладающая сущность, которая и обуславливает преобладающий темперамент.

Использовать эту концепцию в образовательных целях имеет смысл в первые три года обучения. К примеру, организовав соседство за партой детей с одинаковым темпераментом, можно обеспечить каждому из них «пресыщение собой» и уравновешивание сущностей. Впоследствии ребенок настолько созревает, что начинает сам контролировать проявление своего темперамента, и учитывать эти аспекты в преподавании уже не имеет смысла.

История вальдорфской школы

Свою первую книгу, посвященную образованию, Рудольф Штайнер написал в 1907 году, назвав ее «Образование ребенка». В 1919 году была открыта первая вальдорфская школа, основанная на принципах, исповедуемых ученым. Инициатором открытия учебного заведения стал Эмиль Мольт – владелец и директор сигаретной фирмы "Вальдорф-Астория" в немецком городе Штутгарте. Отсюда и пошло название образовательной системы, которое по сей день используется во всем мире.

Первая штайнеровская школа развивалась довольно стремительно, и вскоре в ней стали открывать параллельные классы. Педагогические принципы нового учебного заведения быстро снискали поклонников в обществе. В результате за последующие два десятилетия подобные школы были открыты в других уголках Германии, а также в Америке, Великобритании, Голландии, Швейцарии, Норвегии, Венгрии и Австрии. Нацистский режим не обошел стороной образовательную сферу, и большинству европейских вальдорфских школ пришлось закрыться. Однако после окончания Второй мировой войны пострадавшие учебные заведения, в том числе и первая вальдорфская школа в Германии, вновь начали работать.

В страны СНГ педагогика Штайнера пришла относительно поздно. Так, в Москве вальдорфская школа была открыта лишь в 1992 году. На сегодняшний день по данной методике работают 26 учебных заведений, география распространения которых весьма обширна. Примечательно, что порядка половины из них бесплатны, поэтому родители могут не переживать о стоимости обучения в вальдорфской школе. Есть и такие учебные заведения, в которых бесплатны только младшие классы. По этому принципу работает та самая первая вальдорфская школа в Москве.

Несмотря на бурную критику, зарубежная педагогическая система неплохо привилась на русской почве. Это вполне логично, ведь идеи, созвучные с идеями Штайнера, можно встретить во многих исконно русских педагогических концепциях рубежа веков и последующих лет.

Вальдорфская педагогика

Особенности метода

Отвечая на вопрос: «Вальдорфская школа -что это такое?», прежде всего стоит отметить, что учебные заведения, исповедующие данную педагогическую систему, работают по принципу «неопережения» естественного развития ребенка. В оборудовании школ предпочтение отдается естественным материалам, а также не до конца готовым игрушкам и пособиям (чтобы у детей развивалась фантазия).

Большое внимание в воспитательной системе вальдорфских школ уделяется духовному развитию, причем не только учеников, но и всех без исключения участников образовательного процесса. Учебный материал разделен на блоки (эпохи). На всех этапах обучения день делиться на три части:

  1. Духовную, с преобладанием активного мышления.
  2. Душевную, предполагающую обучение музыке и эвритмическим танцам.
  3. Креативно-практическую, во время которой дети решают творческие задачи: рисуют, лепят, вырезают поделки из дерева, шьют и так далее.

Педагоги могут подчинять ритм дня тому предмету, блок которого на данный момент находится в изучении. К примеру, при изучении математического блока детям могут предложить увидеть математические закономерности в танцах и рисунках. Весь учебный материал подается из соображений соответствия развития ребенка развитию исторического общества. Например, в шестом классе, когда у учеников формируются представление о государственности и справедливости, их знакомят с историей Римской империи, а через год, года начнется половое созревание, – с историей Средневековья, когда были ярко выражены мужественность и женственность (рыцари и дамы соответственно). При этом ученики участвуют в тематических мероприятиях, подчиненных тому или иному историческому периоду, а иногда даже посещают те самые города, о былой славе которых они узнали от учителей.

«Душевная экономия»

Основным методом педагогики Штайнера является так называемая душевная экономия. Она отлично иллюстрирует всю суть вальдорфских школ. Согласно этому методу, в процессе обучения в ребенке развивают ту деятельность, которую он без внутреннего сопротивления способен постигать на данном этапе развития. Так, в период от смены зубов до начала полового созревания в детях развивают память и образное мышление, апеллируя их к чувству, а не к интеллекту. В младших классах посредством активных игр и рукоделия в учениках тренируют мелкую и общую моторику, а также индивидуальную и групповую координацию, что важно как для интеллектуального, так и для социального развития. После полового созревания школьника учителя начинают работать с его абстрактным мышлением.

Вальдорфская школа6 история

Рациональная тренировка памяти

Исходя из того, что формирование понятий начинается естественным образом с 12 лет, до этого возраста вальдорфская школа Штайнера отвергает методы «наглядного обучения». Взамен им предлагается «обучение в сопровождении чувств». Благодаря подключению чувств, которые становятся опорой для памяти ученика, он легче запоминает информацию. Современные психологи подтверждают, что эмоциональная память является одной из самых долговечных. Главная задача педагога в этом направлении – справиться с безучастным отношением учеников к изучаемому материалу.

Интерес как средство мобилизации

Ученику интересно то, что созвучно с процессами его внутреннего развития в конкретный момент времени. Так, до 9 лет детям нравятся активные игры, подражание и прослушивание сказок. Простыми словами, они эмоционально еще находятся в дошкольном периоде, где «мир добр». Кроме того, младшие школьники чувствуют потребность в живых образах, творческой фантазии и ритме, которая наиболее остро ощущается в период с 9 до 12 лет. Во время рубикона ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и интересоваться вещами, «какие они есть на самом деле». Это значит, что в обучение пора вводить более реалистические предметы.

«Созерцательные» и «активные» предметы

Избыток умственной деятельности плохо сказывается на здоровье детей. Чтобы решить эту проблему, в вальдорфских школах были введены предметы, на которых дети занимаются физической активностью. Кроме того, используются «созерцательные» предметы, на которых педагог стремится пробудить воображение ребенка, привести в движение его чувства, а не просто поскорее истолковать тему занятия. Главная цель – включить интерес детей как положительную эмоцию.

Ритмический распорядок

В вальдорфской школе существует строго определенный ритм дня. В течение учебного дня происходит плавный переход к физической деятельности от умственной. Вместо утренней зарядки ученикам предлагается ритмическая часть продолжительностью порядка 20 минут. За ней идет первый, он же главный урок. Это может быть математика, география, физика, родной язык и прочие сложные предметы. На втором уроке происходит ритмическое повторение. Вторыми обычно идут такие уроки: музыка, гимнастика, живопись, эвритмия и прочие. В послеобеденное время ученики занимаются практической деятельностью: ручной труд, садоводство, всяческие ремесла и прочие предметы, которые требуют физической нагрузки.

Вальдорфская школа: особенности

«Эпохи»

Говоря об особенностях вальдорфской школы, важно упомянуть, что изложение материала в ней осуществляется большими периодами, которые здесь называют «эпохами». Каждая из «эпох» длится примерно 3-4 недели. Такое распределение материала позволяет ребенку вжиться в него. Ученику не нужно постоянно тратить энергию на внедрение в новую тему и выход из нее. По окончании «эпохи» ребенок чувствует прилив сил благодаря возможности подытожить свои достижения.

Гармонизация

В процесс обучения педагоги стараются достичь равновесия между волей, чувством и мышлением каждого их подопечных. Каждая их этих душевных способностей ребенка проявляется на определенном этапе его развития. Так, в начальной школе внимание обращают преимущественно на волю, в средней – на чувства, а в старшей – на мышление. Наряду с гармонизацией душевной жизни, в вальдорфской школе действует принцип гармонизации общественной жизни. Здоровая социальная среда имеет большое значение для ученика. Личность развивается свободно только тогда, когда ее не подавляет окружение.

Индивидуальный подход

Благодаря индивидуальному подходу к каждому из воспитанников последние имеют возможность полностью раскрыться. Безоценочная система обучения и отсутствие соревновательных моментов позволяют слабым детям чувствовать себя полноценными. В качестве меры достижений используется сравнение текущих успехов ребенка с былыми. Это позволяет каждому ученику получить «мягкую мотивацию» и почувствовать себя успешным, не возвышаясь при этом над одноклассниками.

Совместная деятельность

Душевному комфорту детей также способствует дружный класс. Объединение учеников осуществляется во время ритмической части дня. Согласованность действий, например, во время танца, достигается лишь за счет взаимного внимания одноклассников. Приучать детей действовать сообща, уважать друг друга и стремиться к слаженной работе позволяет постановка совместных спектаклей. Важным фактором здесь является авторитет педагога, который служит для ребенка примером для осмысленного подражания и предоставляет ему чувство защищенности. При этом учитель старается организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы дети становились самостоятельными и не боялись переходить на старшую ступень.

Вальдорфские школы: суть

Критика

Мы с вами уже знаем, что это такое - вальдорфская школа. Теперь познакомимся с мнением ее противников. Критики вальдорфской школы сетуют на то, что такие учебные заведения предназначались изначально для социальной адаптации детей. Бытует мнение, что владелец компании «Вальдорф-Астория» финансировал создание первой школы по системе Штайнера, чтобы воспитать для себя квалифицированные кадры.

Критикуя вальдорфскую педагогику, многие обращают внимание на то, что она целиком базируется на принципах Р. Штайнера, многие из которых носят оккультный характер. Сами же приверженцы антропософского движения отрицают якобы существующий культ личности Штайнера. Они считают, что текущий период развития человечества (с 1990 года) является эпохой плюрализма и тождественных с ним вопросов идентичности.

Русская Православная Церковь обвиняет вальдорфскую педагогику также в антихристианской направленности и идеологической связи с оккультизмом.

Известные выпускники

Вопреки распространенному мнению о том, что вальдорфская школа – это такое место, в котором создаются «тепличные условия» для учеников и не обеспечивается их социальная адаптация, практика показывает, что выпускники таких учебных заведений успешно получают высшее образование и устраиваются в жизни. При этом многие из них добиваются больших успехов, чем выпускники простых школ.

Назовем несколько известных личностей, окончивших вальдорфскую школу:

  1. Лауреат Нобелевской премии Томас КристианЗюдхоф.
  2. Известный писатель Михаель Энде.
  3. Актрисы Сандра Буллок и Дженнифер Энистон.
  4. Актер Рутгер Хауэр.
  5. Генсек НАТО Йенс Столтенберг.
  6. Автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше.
  7. Режиссер МатьеСейлер.
  8. Актер, режиссер и продюсер Джон Полсон и многие другие.

Плюсы и минусы

На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.

Достоинства:

  1. В первых класса упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной. Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей.
  2. Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков.
  3. Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером).
  4. Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий.
  5. Праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и многие другие) отмечаются в штайнеровских учебных заведениях с особым размахом. Дети подготавливают сценки, разучивают стихи и песни, а также мастерят друг для друга подарки. Особенным праздником здесь является день рождения. Вместо привычной раздачи сладостей в вальдорфских школах устраивают настоящие торжества. Одноклассники подготавливают для именинника стихи, дарят ему подарки и открытки.
  6. В школе все едины. Дух соперничества, зависть и злой умысел здесь рубятся на корню. Благодаря тому, что в классе нет разделения на лидеров и неудачников, он становится одним сплоченным коллективом.

Вальдорфские школы в Германии

Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:

  1. Перевод ученика в простую школу затруднен. И дело тут не столько в необходимости ребенка перестраиваться на другую образовательную систему, сколько в организационных моментах. Банальный пример: ребенка, которому ни разу не ставили оценок, нужно оценить по общепринятой системе.
  2. Обучение длится 12 лет. В обычных же школах ученик может уйти с 9 класса в колледж или остаться до 11 класса и поступить в университет.
  3. Нет упора на точные науки, поэтому многие из выпускников вальдорфской школы становятся гуманитариями.
  4. Большинство штайнеровских школ частные, а значит, платные.
  5. Некоторые родители считают атмосферу, которая царит в частных вальдорфских школах, чересчур идеализированной, поэтому боятся, что она оторвет их ребенка от реальности.