Учебная деятельность. Виды учебной деятельности. Организация учебной деятельности

Перед педагогом, будь то школьный учитель или преподаватель высшего учебного заведения, стоит целый ряд задач, одной из которых является обучение. Помимо этого, он должен, конечно, оказывать влияние на воспитание, культурологическое образование школьников или студентов. Учебная деятельность – одна из первоочередных задач педагога, поскольку именно она формирует по большей части мировоззрение подрастающего поколения, обеспечивая понимание определенных реалий, организации мира, человека и общества.

В чем цель

На первый взгляд, данный вопрос кажется неуместным, поскольку даже в корне слова "учебная" кроется ответ на него. Однако, как часто бывает, здесь все далеко не просто. Учебная деятельность отнюдь не заключается в системном изложении программного материала, которое бы обеспечило минимальное усвоение учеником тех или иных знаний. Дело не столько в том, чтобы изложить информацию, сколько в том, чтобы научить ребенка искать ее, пользоваться ею, систематизировать и анализировать самостоятельно. Таким образом, в отношении учебной деятельности можно говорить о некоем двустороннем процессе, в котором задействованы и педагог, и ребенок.

Основа школьного образования

Вполне очевидно, что именно учебная деятельность составляет основу, представляет главенствующий принцип системы школьного обучения, ведь именно в этот период жизни ребенка идет активное получение информации, необходимой для дальнейшего существования. Конечным же результатом данного процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач, взаимодействию с социумом. По окончании школы ребенок должен овладеть всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему нормальное существование в дальнейшем. Именно учебная деятельность способствует этому процессу в наибольшей мере.

Что для этого нужно

Успешное осуществление данного процесса попросту невозможно без наличия некоторых факторов. Прежде всего, конечный результат учебной деятельности зависит от компетентности преподавателя, ответственного за сознание детей. Для этого он должен обладать целым набором качеств, способствующих успешности данного процесса.

учебная деятельностьВ неменьшей степени, конечно, успех зависит и от личностных качеств каждого конкретного ученика и класса или группы, от атмосферы в ней.

Мотивация учебной деятельности - самый первый и главный ключ к успеху. Поскольку ребенок лучше всего воспринимает именно ту информацию, которая ему интересна. Способов мотивации существует масса, начиная от нестандартного вида и поведения учителя и заканчивая задействованием специального оборудования.

Почему же мотивация столь важна

По большому счету, затрагивая эту тему, следует говорить об организации учебного процесса в целом. Как уже упоминалось ранее, именно заинтересованность школьников в обучении должна быть первоочередной задачей каждого учителя. Добиться же этого далеко не просто, поскольку есть целый ряд факторов, препятствующих достижению данной цели. К примеру, одним из самых распространенных можно назвать неправильную организацию самих занятий. Сюда можно отнести нерационально составленное расписание или неподходящую продолжительность урока.

Мотивация учебной деятельности требует и формирования определенной атмосферы в классе, поскольку детям очень свойственно постоянно отвлекаться, отказываться от обучения и всячески препятствовать этому процессу.

мотивация учебной деятельности

Учитель в таком случае должен не только заинтересовать школьника, но и объяснить ему, насколько важна тема, которая изучается на данном уроке. Учебная деятельность детей может быть простимулирована, к примеру, постановкой проблемной ситуации или распределением заданий для самостоятельной работы.

Конкретика

Теперь, когда вкратце описаны некоторые общие положения, поговорим о конкретных примерах реализации учебной деятельности на уроках в школе. Каждый педагог должен быть знаком с данными техниками для успешного осуществления работы.

Характеризуя виды учебной деятельности, начать следует с вовлечения ученика в сам процесс. Ранее уже говорилось, что он должен быть максимально заинтересован в получении знаний. Добиться же можно данного результата путем задействования ребенка. Это может выражаться как в подготовке и зачитывании докладов, так и в полноценном объяснении материала однокласснику. Следует отметить, что в случаях осуществления работы в группах выбор участников особенно важен. В каждом микроколлективе должен находиться и слабый, и сильный ученик. Что же касается самих групп, то они могут быть стабильными в течение всего урока или меняться.

Постановка проблем

Конечно, рассматривая виды учебной деятельности, нельзя забывать и о проблемном. Большинство педагогов склонны полагать, что именно он является наиболее эффективным, хотя и имеет массу подводных камней.

Под данным видом следует понимать постановку определенным проблемных ситуаций, в разрешении которых самое непосредственное участие должны принимать ученики. Если говорить о конкретных примерах, то это может быть создание ситуации, в которой поданный учителем результат не соответствует правильному, или же проблема может быть рассмотрена с обеих сторон. Данный вид обучения требует активного участия в процессе школьников и способствует не только познанию нового, но и формированию речевых, аналитических навыков, что немаловажно.

Дополнительные материалы

Учебная деятельность младшего школьника, так же как и студента, может осуществляться при помощи задействования дополнительных материалов. В отношении студента это может быть привлечение различных интернет-ресурсов, наглядных пособий или нестандартных способов подачи информации (таблицы, схемы, кластеры и так далее). В случае же младшей школы отлично подходят специально разработанные ведущими педагогами техники вроде «Знаю - не знаю - хочу узнать», которые помогают не только определить уровень компетенции ученика, но и обратить внимание на его интересы, склонности.

виды учебной деятельности

Хороша в данном случае технология ведения «Бортового журнала», в котором ученики записывают различные факты и установки, определенные на каждом конкретном уроке.

Учебная деятельность младшего школьника подразумевает немного большую степень контроля, поскольку в этом возрасте у детей часто бывают проблемы с дисциплиной. Однако есть и преимущества, заключающиеся в разнообразии применяемых ее видов. Кроме того, дети младшего возраста охотнее участвуют во всевозможных интерактивных, нестандартных формах организации учебного процесса.

Индивидуальная работа

Основы учебной деятельности заключаются в четком понимании учителем того, какой из способов организации необходим в каждой конкретной ситуации. Это может быть фронтальная, групповая или же индивидуальная работа. Начнем, пожалуй, с последней.

учебно-исследовательская деятельность

Учебная деятельность детей в первую очередь зависит от контакта с учителем, степени доверия ему. В этом отношении индивидуальная работа с каждым конкретным учеником представляет собой идеальный вариант. Такой вид организации лучше всего способствует не только взаимопониманию между учителем и учеником, но и определению способностей, склонностей, интересов, особенностей характера ребенка, знания о которых учителю необходимы.

Тем не менее есть и существенный минус данной формы организации учебного процесса. Прежде всего, это, конечно, фактор времени. Развитие учебной деятельности каждого конкретного члена коллектива требует очень больших как моральных, эмпатических, так и временных затрат. Кроме того, данный способ организации никак не способствует формированию здоровой атмосферы в пределах класса.

Работа в группах

По этому принципу чаще строится учебная деятельность студентов, однако и в школе работа в группах пользуется популярностью. Одним из самых больших преимуществ данного вида является возможность налаживания коммуникации в пределах класса. Кроме того, это как раз тот случай, когда уровень мотивации чрезвычайно высок (особенно если учебная деятельность учащихся имеет соревновательный характер).

учебная деятельность младшего школьника

Недостаток же этого вида заключается в проблеме с дисциплиной. При работе в группах ученики часто пренебрегают установленными нормами поведения, что довольно сложно координировать учителю. Тем не менее при должном объеме практики эта проблема постепенно сходит на нет.

Фронтальная работа

Наконец мы дошли до последнего вида работы учителя с учениками. В данном случае формирование учебной деятельности осуществляется в отношении всего класса одновременно. Если говорить о конкретных примерах, можно разделить данный вид на два подвида: активную и пассивную деятельность. К первому варианту можно отнести оживленные дискуссии, споры, в которых принимает участие весь класс. Однако в данном случае перед учителем снова встает проблема дисциплины.

основы учебной деятельности

Пассивная же организация учебной деятельности может быть представлена проведением контрольных диктантов, сочинений, тестирований и больше заключается в контроле полученных знаний, чем в их получении учениками.

Репродуктивное обучение

Учебный процесс – это не только впитывание учащимися знаний, но и их систематизация, повторение. Для чего идеально подходит репродуктивный метод. Учебно-исследовательская деятельность в данном случае сведена к минимуму: от учеников требуется только корректное запоминание, понимание и воспроизведение полученного материала. Для упрощения задачи в таких случаях используются всевозможные наглядные пособия, призванные усовершенствовать систематизацию информации.

Тем не менее это не обязательно простое повторение материала по предоставленной учителем, предварительно подготовленной схеме. Воспроизведение может опираться и на самостоятельное составление различных кластеров, мозаик и диаграмм. При таком подходе учебная деятельность школьника активизируется в значительно большей мере, что способствует более продуктивному освоению изучаемого материала.

учебная деятельность школьника

Одним словом, успешность процесса учебной деятельности зависит от педагога в первую очередь. К каждому ученику он должен найти свой собственный подход, определить наиболее интересующие его темы, заметить особенности характера. Все это должно быть умело использовано на уроках.

Формы учебной деятельности должны определяться педагогом в строгом соответствии с качествами не только каждого конкретного ученика, но и всего класса, школы и системы образования в целом.

Такие разные уроки

По большому счету каждый урок состоит из целого ряда трюков, уловок и ухищрений учителя, которые должны быть применены для того, чтобы класс не только работал, но и делал это продуктивно. Знания не должны быть «одноразовыми» и забываться сразу же после выхода из здания школы. Именно поэтому важно, чтобы в пределах каждого урока происходила актуализация знаний, полученных ранее – своего рода повторение пройденного материала. Это поможет закрепить его и переместить в долгосрочную память учеников.

О важности мотивации мы уже говорили ранее, поэтому еще раз останавливаться на данной составляющей смысла нет.

Конечно, каждый урок должен представлять собой получение новых знаний. Даже метка «повторение» не отменяет этой необходимости. Всегда должно быть что-то новое, интересное и познавательное.

Без учителя

Несмотря на огромную роль, которую играет сам педагог в образовательном процессе, учебная деятельность не обязательно должна быть ограничена пределами классной комнаты. Это может быть и самостоятельная работа учеников с дополнительной литературой, источниками в интернете, словарями. Задача учителя в данном случае – скоординировать эту деятельность, направить ее в нужное русло, а главное – поощрить.

Система образования наших дней в существенной мере отличается от той, что была у наших родителей. Если ранее перед педагогом стояла задача именно вложить знания в головы подрастающего поколения, то теперь все обстоит не так. Современная школа работает, скорее, на то, чтобы научить правильному самостоятельному поиску необходимой информации. Всемирная паутина запросто может служить полноценным источником знаний, не просто эквивалентным учителю, но и во много раз превосходящим его. Тем не менее именно работать с этим океаном данных должен научить педагог. Показать, как правильно отделять важное от второстепенного.

Несмотря на это, учитель - прежде всего друг, наставник и в некотором смысле член семьи. И об этом нельзя забывать.