Современные формы организации обучения

0
0

Строго говоря, учимся мы всю жизнь. Семья, ясли, воскресные школы, гимназии, вузы и техникумы, всевозможные курсы... Формы организации обучения настолько многообразны, что, анализируя их, необходимо оценивать различные параметры и показатели эффективности. Рассмотрим их подробнее.

Количественный показатель

Эта характеристика формы организации обучения в педагогике различается в зависимости от числа лиц, которые его проходят одновременно.

формы организации обучения
В наиболее общем виде можно выделить две категории - индивидуальное и групповое. Плюсы и минусы каждого зависят и от числа (мини-группы намного эффективнее в случае практических занятий, а вот лекции удобнее читать большому количеству слушателей), и от возраста, и от личностных особенностей учащихся. Рекомендуемая численность дошкольников - не больше 7-8 человек. А вот на языковых курсах эффективность групповой формы организации обучения стремительно снижается, если слушателей больше 5-6. Некоторые дети, подростки, да и взрослые в силу личностных качеств намного лучше усваивают материал, если занятия проводятся индивидуально. Именно на этом и основано репетиторство. Современные формы организации обучения по индивидуальным программам или на дому подразумевают также использование новых технологий - например, уроки и занятия могут проводиться в чатах, с помощью программы "Скайп", различных форм видеоконференций и даже по телефону.

Наличие и роль преподавателя

Это еще один важный параметр. Помимо того, что очень многие люди преуспевают в самообразовании, то есть для усвоения знаний им не нужен педагог, роль преподавателя в современных концепциях постоянно изменяется. Все чаще он становится не только и не столько наставником и воспитателем, сколько помощником, инструктором, консультантом. Особенно это важно для такой формы организации обучения, как дистанционное. В этом случае часто к студенту или слушателю прикрепляется индивидуальный педагог, который помогает,

формы организации обучения в педагогике
инструктирует и проверяет правильность выполнения заданий. Но, например, если обучение проводится в форме вебинаров (виртуальных мастер-классов), аудитория слушает специалиста, может задавать вопросы и консультироваться, но контроль как таковой не предусмотрен, хотя фактически преподаватель участвует в процессе.

Время и место

Этот показатель также имеет определенное значение для эффективности получения знаний и приобретения умений. Традиционно школы, курсы, профессиональное образование используют групповые формы организации обучения, при которых слушатели собираются в определенное время в одном месте (классе, мастерской, аудитории). Это оптимальный вариант и для приобретения специальных навыков или умений. К примеру, присутствие в операционном зале обязательно для студентов-медиков, помимо чисто теоретического изучения материала. Также "заочно" практически невозможно освоить работу на станках, сложных машинах.

внеурочные формы организации обучения

Только ли в классе?

А вот внеурочные формы организации обучения допускают свободу в выборе времени и места. К примеру, посещение театра или самостоятельная постановка, мастер-класс или пленер на берегу озера, тренировочные курсы яхтенного спорта - все это также служит получению новых знаний и умений. Более того, в изучении иностранных языков все больше внимания в последние годы уделяется именно лингвистической практике в естественной среде. То есть современные формы организации обучения все чаще используют теории "погружения", предпочитая их аудиторным занятиям за партой или письменным столом. Кроме того, для нужд дистанционного образования разрабатываются специальные курсы, компьютерные программы и порталы, которые ориентированы прежде всего на самостоятельную работу студента или школьника. Формы организации обучения в наши дни не стоят на месте, а стремительно развиваются, используя новые технологии и достижения психологии и педагогики.