Морфологические способы образования слов

Основные способы образования слов в русском языке

Лексические единицы с новым уникальным значением и морфемным составом могут возникать с помощью двух основных методов: неморфологического и морфологического. На самом деле лингвисты выделяют не менее четырёх подтипов, но для удобства восприятия способы образования слов в школе классифицируют несколько упрощённо. Наиболее продуктивным и самым распространённым является морфологический способ. В современном русском языке чаще всего новые слова создаются на основе морфемных блоков. В свою очередь выделяются 3 вида подобного словообразования: аффиксация, сложение и безаффиксный способ. Аффиксация представляет собой словообразующий метод, который предполагает присоединение морфем к исходной основе. Например:способы образования слов

  • Москва – москвич;
  • прыгать – прыгнут;
  • новый – по-новому;
  • давний – издавна и т.д.

Аффиксация включает в себя не только суффиксальный и приставочно-суффиксальный, но и приставочный способ образования слов: школьный – пришкольный, бабушка – прабабушка, молоть – намолоть и проч. Безаффиксный метод предполагает присоединение нулевой морфемы. Такое происхождение характерно для отглагольных существительных, реже – для слов, образованных от прилагательных. То есть, в случаях, когда изначальная мотивация для лексической единицы содержится в действии или признаке:

  • кричать – крик;
  • взрывать – взрыв;
  • ломать – лом;
  • синий – синь.

приставочный способ образования словНо морфологические способы образования слов на этом не заканчиваются. Как ясно из названия "сложение", последний метод предполагает сращение целых слов, их частей, начальных букв двух и более единиц:

  • плащ-палатка;
  • спортплощадка;
  • вездеход;
  • АТС (автоматическая телефонная станция);
  • Сбербанк и т.д.

С помощью сложения образуются преимущественно имена существительные, причём слова, возникшие этим путём могут впоследствии мотивировать новые лексические единицы: вуз (аббревиация от «высшее учебное заведение») – вузовский.

Словообразовательная мотивация

способы образования слов в русском языкеДля того чтобы понять, где исходная основа, необходимо опереться на лексическое значение, а не только на морфемный состав слова. Вообще, способы образования слов тесно связаны с семантикой. Возьмём для примера два похожих по структурным частям слова: «хор» и «ход». Оба слова состоят из корня и окончания, но первое из слов в русском языке ничем не мотивировано, так как было заимствовано из греческого. Таким образом, «хор» - это непроизводная основа, которая стоит в начале семантического гнезда: хоровой, хоровод, хоралы и т.д. Слово «ход» образовано от однокоренного глагола с помощью нулевой суффиксации. Доказать это можно, если обратиться к толкованию слова, а следовательно и к мотивации его появления в языке. Проще говоря, ход – это там, где ходят. Реже встречаются случаи с двойной мотивацией, когда значение слова отсылает не к одной однокоренной основе. Типичный пример такого лингвистического феномена представляет собой такая лексическая единица, как "учительница". С одной стороны, очевидное ближайшее слово "учитель", но, с другой стороны, значение лексемы очевидно мотивировано глаголом "учить", а не только родовыми различиями обозначаемого предмета. Но подобные примеры - это скорее исключение, поэтому для определения способа словообразования проще ориентироваться на одну мотивирующую основу.