План анализа стихотворения как инструмент его осмысления

Тайные смыслы луковицы

план анализа стихотворения В герменевтике, науке о «тайных смыслах» текстов, разграничиваются два различных понятия: содержание и смыслы. Если содержание лежит на поверхности и поэтому легко воспринимается, то смыслы можно заметить только при вдумчивом чтении. Глубина постижения поэтического текста измеряется смыслами, которые сумел найти читатель, тем, сколько он «снял» с «луковицы» текста слоев, подбираясь к «сердцевине». Ею являются основные переживания, мысли и чувства автора. Чтоб дойти до «сердцевины», надо знать особенности поэтической речи, понимать роль средств выразительности в построении этой речи и иметь под рукой хороший план анализа стихотворения.

Первичная интерпретацияплан анализа стихотворений

Уже на этапе первого прочтения реализуется план анализа. Произведения литературы имеют композицию, главный элемент которой – сюжет. В эпическом произведении это последовательная цепь событий. А лирический сюжет представляет собой последовательное изменение настроений, эмоций, мысли. Именно за этими изменениями ведется наблюдение на первом этапе прочтения, когда текст воспринимается репродуктивно-эмоциональным способом, то есть от первых впечатлений к начальному пониманию. Не все литературоведы включают этот этап в план анализа стихотворений, считая его уровнем первичной интерпретации.

план анализа произведенияВыразительное чтение

Выразительное чтение уже само по себе является способом интерпретации лирического текста. Оно обеспечивает эмоциональное восприятие и целостное впечатление от стихотворения. Если при исполнении текста вслух передаются все чувства лирического героя, раскрывается его состояние, точно воспроизводится эмоциональная связь текста и не нарушается авторский замысел, план анализа стихотворения не понадобится. Литературовед Мария Рыбникова считала мастерски прочитанное стихотворение лучшим анализом. И действительно, если каждый звук понятен и близок, зачем разбирать по «косточкам» поэтическое тело стиха? Но талант такого исполнения почти сродни таланту написания. Редкий дар. Те, кто им не наделен, вынуждены перечитывать, изучать, анализировать, чтобы понять произведение так, как того хотел автор. С этой целью проводится аналитико-интерпретационное исследование текста, его смыслов, поэтики и т.д. Собственно, для этого этапа и предназначен план анализа стихотворения.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПАМЯТКА для аналитико-интерпретационного исследования лирического произведения

  1. Прочитайте стихотворение сначала молча, потом вслух.
  2. Сразу после прочтения запишите свое первое впечатление от восприятия произведения на уровне эмоций и мыслей.
  3. Каким настроением наполнено стихотворение? Аргументируйте цитатами из текста.
  4. О чем это стихотворение? (Тема.)
  5. Что показалось непонятным, неуместным? Почему?
  6. Что представляет собой художественные мир текста? (Мир человека - природы, земли - неба, мир «свой» - «чужой», материальный - духовный.)
  7. В каких взаимоотношениях состоят эти художественные миры? (Сопоставлены, противопоставлены, совмещены, параллельны, сходятся вплан анализа произведения одно единство и др.)
  8. Выделите художественные оппозиции текста (верх – низ, материальное – духовное, жизнь – смерть, красота – уродство, добро - зло). Определите самые главные. Почему вы так считаете?
  9. Опишите пространственно-временные отношения в тексте.
  10. Охарактеризуйте систему образов. Попробуйте распределить образы по художественным мирам. В чем вы видите смысл такого условного распределения?
  11. Определите роль лирического героя. Охарактеризуйте, цитируя текст, его мысли, настроения, переживания.
  12. Попробуйте увязать позицию лирического героя с авторской позицией. В чем вы видите общее, а в чем - отличное? Аргументируйте цитатами.
  13. Попробуйте найти в тексте стихотворения строки, в которых выражена главная мысль (или сформулируйте ее своими словами). Что автор хотел донести до читателя?
  14. Насколько жанровая форма стихотворения (сонет, элегия, гимн и т.д.) помогает раскрыть смысл, авторскую позицию?
  15. Каковы композиционные особенности? Как они помогают понять смысл произведения?
  16. Охарактеризуйте ритмомелодику стиха. Попробуйте установить связь метрического размера с чувственно-смысловой нагрузкой, настроением произведения.
  17. Какие художественные приемы создания лирического текста и с какой целью использованы автором (антитеза, контраст, художественный параллелизм).
  18. Определите роль самых ярких художественных тропов (эпитетов, сравнений, метафор, аллегорий, символов). Какие из них являются доминантными, какие выполняют функции художественной детали и с какой целью?
  19. Попробуйте определить, какая это лирика - философская, пейзажная, гражданская и т.д.
  20. Охарактеризуйте художественную модель мира и человека, созданную поэтом.
  21. Каким вы видите образ автора: он совпадает с образом лирического героя или это автор-рассказчик, наблюдатель, философ, романтический герой, наставник, собеседник? Обоснуйте свои мысли примерами из текста.
  22. Какова роль эпиграфа (если он есть)?
  23. Подумайте, почему автор выбрал именно такое название? (Или почему у произведения нет названия?)
  24. Какие ассоциации с другими произведениями возникли у вас при осмыслении этого стихотворения?
  25. Какую дополнительную информацию можно узнать по дате написания?
  26. Какие особенности поэтического синтаксиса привлекли ваше внимание? Чем именно?
  27. Попробуйте создать опорно-смысловую схему стихотворения, воплотив в ней свое понимание произведения.план анализа стихотворений

Подведем итоги

После того как план анализа стихотворения выполнен до последнего пункта, еще раз прочитайте его вслух. Как изменился интонационно-логический рисунок вашего чтения после аналитического осмысления произведения?