История и структура философского знания

Философия в античном мире

Структура философского знания развивала свое содержание по мере развития истории и философии как основополагающих наук. Разрабатывались способы и методы познания и осмысления, ставились цели и задачи. Уже в античном мире данный раздел науки превратился в стройную самостоятельную систему. Развилась внутренняя композиция. Структура философского знания была разделена знаменитым ученым Аристотелем на три группы:

  1. Теоретическая (основная цель - знание ради знаний).
  2. Практическая, целью которой являлось знание ради практической деятельности.
  3. Творческая (или же патетическая), ее цель - познание ради творческой деятельности.

структура философского знанияТри подгруппы творческой группы

В свою очередь, творческая группа подразделялась на три подгруппы:

  1. Физическая, предметом изучения которой является то, что существует субстанциально.
  2. Математическая, которая изучает абстракции.
  3. Собственно философия, предметом изучения которой является субстанциальная абстракция.

предмет и структура философского знания

Этическое знание

Политику и этику Аристотель и его последователи относили к практическому аспекту философии, поэтику и риторику – к патетической. Науки теоретические ставились выше, чем патетические и практические. Стоики первостепенное значение отдавали этике, считая логику (науку о познании) и физику (учение о природе) подготовительными основами для развития этического знания.

Структура философского знания Нового времени

Уже в позднее средневековье получила развитие автономная метафизика теории познания, так называемая гносеология. В отличие от логики, она рассматривала ощущения, восприятие, представления – то есть чувственный уровень, а не только теоретические абстракции. Предмет и структура философского знания начали переосмысливаться Кантом. В своем труде «Критика способностей суждения» Кант соотносит три аристотелевские части философии с тремя «способностями духа и души». Под этими терминами мыслитель подразумевает эстетическую, практическую и познавательную способности, которые присущи любой личности от рождения. Структура и функции философского знания по Канту и, позднее, Гегелю, обязаны искать ответы на вопросы: «Что я знаю?», «Что такое человек?», «Что такое Я?», «Что я обязан и должен знать?». На эти вопросы отвечают метафизика, мораль, религия и антропология. Однако Гегель акцентирует внимание на том, что прежде всего следует рассматривать способности к разумному рациональному мышлению. Именно поэтому структура философского знания у Гегеля определяется как стремление к постижению индивидуумом своей сути.

структура и функции философского знания

Онтологическое знание

То, что греческие философы именовали физикой, в Новом времени вылилось в учение под названием «онтология». Это учение о проблемах бытия как такового, о принципах и фундаментальных формах бытия. Проблемы онтологии – объективность бытия и действительности, строение повседневной реальности. Для ранних философов поиск бытия заключался в поиске первооснов или же первовещества, из которого было сделано все. Только в более поздних философских науках появилась проблема отделения бытия настоящего от ненастоящего, что и вылилось в появление онтологии.