Что такое рентгеновское излучение, его свойства и применение

Какова природа рентгеновского излучения

Эти электромагнитные волны испускаются при участии электронов, в отличие от гамма-излучения, которое является ядерным. Искусственно рентгеновское излучение создается путем сильного ускорения заряженных частиц и путем перехода электронов с одного энергетического уровня на другой с высвобождением большого количества энергии.

рентгеновское излучение
Устройства, на которых можно получить рентгеновское излучение - это рентгеновские трубки и ускорители заряженных частиц. Естественными источниками его являются радиоактивно нестабильные атомы и космические объекты.

История открытия

Оно было сделано в ноябре 1895 года Рентгеном — немецким ученым, который обнаружил эффект флуоресценции платино-цианистого бария во время работы катодолучевой трубки. Он описал характеристики этих лучей довольно подробно, включая способность проникать сквозь живые ткани. Они были названы ученым икс-лучами (X-rays), название "рентгеновские" прижилось в России позднее.

Чем характеризуется этот вид излучения

Логично, что особенности данного излучения обусловлены его природой. Электромагнитная волна — вот что такое рентгеновское излучение. Свойства его следующие:

• Отражение. Эти волны практически не отражаются при падении на поверхность перпендикулярно. Установлено, что при определенных условиях свойством отражать лучи обладает алмаз.
    рентгеновское излучение свойства
  • Проникающая способность. Они проходят сквозь непрозрачные объекты, такие как металл, бумага, дерево, живые ткани.
  • Поглощаемость. Чем плотнее материал, через который проходят икс-лучи, тем выше степень их поглощения.
  • Могут вызывать флуоресценцию (свечение) некоторых веществ. Она исчезает после прекращения действия лучей; если же свечение продолжается и после этого, то этот эффект называют фосфоресценцией.
  • Способность “засвечивать” фотопленку подобно видимому свету.
  • Ионизация воздуха при прохождении через него. В результате он становится электропроводным, этот эффект используют для установления дозы излучения с помощью дозиметров.

Рентгеновское излучение - вред

Разумеется, в момент открытия и долгие годы после того никто не представлял себе, насколько оно опасно.

рентгеновское излучение вред
К тому же, примитивные устройства, продуцирующие эти электромагнитные волны, в силу незащищенной конструкции создавали высокие дозы. Правда, предположения об опасности для человека этого излучения ученые выдвигали и тогда. Проходя сквозь живые ткани, рентгеновское излучение оказывает биологическое действие на них. Основным влиянием является ионизация атомов веществ, из которых состоят ткани. Самым опасным этот эффект становится по отношению к ДНК живой клетки. Последствиями воздействия рентгеновских лучей становятся мутации, опухоли, лучевые ожоги и лучевая болезнь.

Где применяются икс-лучи

1. Медицина. Рентгенодиагностика — “просвечивание” живых организмов. Рентгенотерапия — воздействие на опухолевые клетки.
  2. Наука. Кристаллография, химия и биохимия используют их для выявления строения вещества.
  3. Промышленность. Выявление дефектов металлических деталей.
  4. Безопасность. Рентгеновское оборудование применяют для обнаружения опасных предметов в багаже в аэропортах и других местах.