Царь-пушка и Царь-колокол - памятники русского литейного искусства

царь пушкаВ Москве, на территории Кремля, внимание всех посетителей привлекают выдающиеся работы русских литейщиков - Царь-пушка и Царь-колокол. Они изумляют отточенностью линий, размерами, поразительной красотой декора. Над этими феноменами не властно время.

Уникальное орудие

Царь-пушка, представляющая собой бомбарду (средневековое артиллерийское орудие), была отлита из бронзы на территории Пушечного двора литейным мастером Чоховым Андреем ещё при царе Фёдоре Иоанновиче, в 1586 году. Несмотря на свои впечатляющие размеры, она - настоящее произведение искусства. А это действительно очень большое орудие, ее масса – 40 тонн, а длина - 5,5 метров. Царь-пушка рельефно опоясана, ее украшают портреты святых, а также изображение царя Федора Иоанновича с символами самодержавия в руках. Это очень тонкая работа, несмотря на свои немалые масштабы! Позже в Петербурге, в 1835 году, были изготовлены и ядра с лафетами, которые тоже были декорированы узорами. Изначально Царь–пушка изготовлялась, конечно, с намерением использовать ее в обороне Кремля, и ее установили на Красной площади, на деревянном настиле у Лобного места. Однако в бою она так и не участвовала. В 18-м веке ее поместили во дворе Арсенала, а в советское время она переехала на Ивановскую площадь. Здесь Царь-пушка была водружена на чугунный лафет, и в качестве декорации рядом поместили ядра. В 1980 году в результате исследовательских работ выяснилось, что снарядами должны были служить каменные ядра весом в 8 тонн. царь пушка в МосквеКроме того, обнаружилось, что однажды из нее все-таки был произведен выстрел. Некоторые историки предполагают, что выстрелом из нее развеяли прах Лжедмитрия. Царь-Пушка в Москве включена в Книгу рекордов Гиннеса как орудие самого большого калибра. Возможно, когда-то отливались орудия и большего калибра, но до наших дней они не дошли.

История Царь-колокола

царь пушка и царь колоколЦарь-колокол был отлит, а вернее, перелит из Григорьевского, по приказу Анны Иоанновны. Литейные мастера Иван Моторин с сыном Михаилом взялись за дело в 1733 году. Они добавили к исходному металлу остатки старого колокола, который сохранился еще со времен Бориса Годунова. Под колокол на территории Ивановской площади вырыли 10-метровую яму. Литье завершал в ноябре 1735 года Михаил самостоятельно, поскольку его отец Иван Моторин к тому времени уже умер. Высота колокола составила более 6 метров при диаметре 6,6 м, а вес достигал 2 тысяч килограммов. Интересно, что для лучшего звучания в состав сплава добавили 525 килограммов серебра и 72 килограмма золота. В марте 1737 года произошёл Троицкий пожар, во время которого сгорела деревянная времянка над ямой с колоколом. Горящие бревна и поленья падали в нее, металл раскалялся. Люди со всей округи, боясь, что Царь-колокол расплавится, заливали яму водой. Однако из-за перепада температур по поверхности колокола пошли трещины, и один кусок весом в 1,5 тонны вообще откололся. В течение последующих лет дважды, в конце 18-го века и в начале 19-го, колокол пробовали вытащить, однако безрезультатно. И лишь в августе 1836 года это произведение литейного искусства извлекли из ямы и установили на бронзовый постамент в Московском Кремле.