Основные методы педагогического исследования

методы педагогического исследованияКонтролируемое развитие

Суть любой воспитательно-образовательной системы в том, чтобы оказывать воздействие на учащегося, формируя у него определенные умения, знания, навыки. Помочь проконтролировать и оценить результаты работы учителя могут разнообразные методы педагогического исследования. Периодичность проведения такого анализа зависит и от поставленной цели (к примеру, развитие коммуникативных навыков у учеников), и от особенностей образовательного учреждения. Основные методы педагогического исследования включают в себя: наблюдение, опрос, беседу, изучение рисунков и сочинений, тестирование, фокус-группы. Все они направлены на оценку эффективности работы учителя, на анализ взаимоотношений в коллективе. Организация педагогического исследования, как правило, осуществляется в рамках урока, но может проводиться учителем и на внеклассных мероприятиях, и на родительских собраниях. Желательно привлекать к участию в нем и школьного психолога, особенно если в классе возникают сложные конфликтные ситуации между учениками или с преподавателями. Иногда объективный взгляд со стороны поможет лучше понять взаимоотношения в коллективе.

организация педагогического исследованияПедагог должен быть внимательным всегда

Увы, в текучке, в стремлении успеть реализовать программу учитель часто не уделяет времени такой деятельности. Однако нередко она оказывается важнее самого преподавания материала. Ведь от того, сумеет ли педагог найти подход к каждому учащемуся, зависит не только успеваемость, но и общее развитие, а иногда - судьба. Поэтому обязанностью учителя является внимательность. Именно он должен заметить изменения в поведении, в учебе, в успехах учеников. Наблюдение как метод педагогического исследования умному и внимательному учителю даст больше, чем психологические тесты или изучение творчества учащихся. Оценивая манеру общения детей друг с другом, невербальные сигналы, педагог может вовремя заметить и разрешить проблемную ситуацию. К примеру, если ученик становится безучастным, часто отвлекается или демонстративно как бы отсутствует, сидя в классе (занимается своими делами), то причин может быть несколько, но всем им необходимо уделить внимание. Возможно, они кроются в семейных проблемах, в межличностных конфликтах с одноклассниками или учителем. Если не заметить их вовремя, как минимум может снизиться успеваемость. В худшем же случае сложности в отношениях в классе приведут к нервным срывам, драмам, депрессиям. Наблюдение станет первым шагом, выявляющим возможные проблемы.

наблюдение как метод педагогического исследованияИгры, конкурсы, творчество

Активные методы педагогического исследования позволяют создать или разыграть ситуацию, в которой проявятся не только взаимоотношения в классе, но и способности, склонности, таланты учеников. К таким техникам можно отнести, скажем, ролевые игры. Например, ученики младших классов охотно выбирают короля и королеву, разыгрывают какую-либо историю, сказку. Такая игра может продолжаться в течение одной или двух четвертей или весь год. При этом педагог получает возможность оценить и отношения в классе, и самооценку учащихся, и их социальную адаптацию. Не только проанализировать, но и скорректировать, исправить сложности. Например, заметив, что кто-то из учеников все время остается в стороне, не хочет проявить себя, не желает участвовать в общих мероприятиях, педагог должен задаться вопросом о том, почему так происходит. Умело управляя классом, вовремя похвалив, он сможет повысить авторитет такого учащегося, его самооценку. Методы педагогического исследования, которые подразумевают творчество учеников и ролевые игры, особенно хороши для решения психологических проблем. Ведь известно, что в доброжелательной атмосфере намного лучше проявляются творческие и познавательные способности, учеба проходит более эффективно.