Когнитивные способности, или Немного о практическом интеллекте

Сколько копий сломано в связи с разными определениями интеллекта! А все дело в том, что классический IQ говорит только о том, насколько сложные академические задачи в идеальных условиях может решать человек. А жизненный успех связан, в основном, с так называемым практическим интеллектом. Этими нюансами занимаются ученые, исследующие когнитивные способности.

Примерно половина всех людей

когнитивные способности

Что же такое практический интеллект и почему он так важен? Абсолютно каждый здоровый умственно человек имеет огромные способности к адаптации. Правда, проявляются они по-разному. К классической адаптации за счет академического интеллекта способны только 8 психотипов из 16, да и то с разной степенью успеха, зависящей от индивидуальных, а не типовых особенностей.

И как быть?

Что же делают восемь остальных психотипов? Осваивают область как иностранный язык, то есть сложно и медленно. Но основные механизмы адаптации – использование догадки, волевых качеств, социальных связей, манипуляции эмоциональными состояниями. Конечно, не каждая профессия позволяет такое поведение, но люди «неакадемичных» типов обычно и не выбирают очень сложные интеллектуальные специальности.

Разные задачи

познавательные способности

Описывая когнитивные способности, нужно остановиться на самом актуальном определении интеллекта. Это - вовсе не способность найти нужную картинку для головоломки, подобрать число после 10 операций в уме или умение найти емкое и уместное слово. Познавательные способности – это умение адаптироваться в новой ситуации и решать объективно и субъективно новые для психики задачи.

Порог умственных способностей

Также такое определение интеллекта делает его величиной изменяющейся. Что весьма и весьма оптимистично. Хотя... практика показывает, что даже решению задач на классический, якобы неизменяемый IQ, можно научиться. Так что никакой это не постоянный фактор, а уже тем более – не предиктор жизненного успеха. Когнитивные способности человека просто должны перейти определенный порог, после которого, при условии мотивации и концентрации, у человека появляются шансы на успех. Было подсчитано, что для защиты докторской диссертации вполне достаточно коэффициента 120. Что не является чем-то заоблачным, обычно пара человек такого уровня есть в каждом классе средней школы.

Равенство выпускников

развитие познавательных способностей

Когнитивные способности – это очень неопределенный термин. И возник он из-за желания найти алгоритм, благодаря которому можно определить, насколько перспективен тот или иной ученик. Но оказалось, что выпускники одного и того же американского ВУЗа, как правило, одинаково успешны. Независимо от своей успеваемости, которая действительно связана с академической одаренностью.

Не распыляться!

Развитие познавательных способностей рекомендуется планировать с учетом конкретных навыков, нужных вам. То есть психика человека очень специфична. Вопреки распространенным убеждениям, успех в шахматах не дает автоматических преимуществ в других видах алгоритмической работы. Навыки из одной сферы в другую переносятся крайне плохо. Поэтому имеет смысл сразу учиться тому, что вам нужно. А не делать ставку на общее развитие.