Когнитивные технологии в образовании

Современный человек выходит на совершенно новый уровень познания окружающего мира и себя самого, именно поэтому информация в наши дни играет всё большую роль в жизни общества, а её объёмы неизменно растут. Человечество находится на пороге новой информационной революции, это создаёт почву для развития и применения такого научного знания, как когнитивистика.

Суть когнитивных методов

Когнитивные методы напрямую связаны с механизмом восприятия, обработки и хранения информации человеком. Это означает, что суть таких методов кроется во влиянии на процесс взаимодействия людей с информацией. Использование когнитивных технологий позволяет повлиять на поведение человека, так как наши поступки во многом зависят от уже имеющихся или будущих знаний. Информация преобразуется в знания путём прохождения процесса обработки, так как является не просто «голыми» фактами, а совокупностью фактов, эмоций и сопутствующих событий. И если использовать различные когнитивные методы, можно значительно изменить этот процесс, следовательно, и само знание.
когнитивные технологии

Таким образом, создав определённые условия при помощи методов, которые предоставили когнитивные технологии, можно влиять на отношение человека к тому или иному событию. Самым простым примером такого воздействия является реакция людей на одну и ту же фотографию, но представленную в двух вариантах: чёрно-белую и цветную. Этот когнитивный метод заключается в том, что чёрно-белые фото воспринимаются людьми «историчными», что помогает им проводить более тщательный анализ изображения, лучше обращать внимание на детали. Напротив, цветной снимок выглядит более «живым», однако именно это и препятствует проведению анализа высокого качества. Влияние эффекта можно проследить, сравнивая эти два фото.

Значение когнитивных факторов

Важность когнитивных факторов заключается в возможности при их помощи влиять на человека. Разные люди проявляют разную реакцию на те или иные события, это является следствием того, что каждый отдельный человек извлекает из события определённую информацию, которая отбирается согласно его личным когнитивным схемам. Таким образом, обладая знаниями когнитивных схем человека и владея методами, которые предоставляют когнитивные технологии, можно придать информации необходимый смысл, никак не меняя её.

Практически полезные когнитивные методы

Существуют различные когнитивные методы, но не все из них важны на практическом уровне. Несмотря на их научную важность, такие методы нельзя использовать в обычной жизни. Но также есть и практически важные факторы, которые, например, позволяют использовать когнитивные технологии в образовании.

когнитивная технология обучения

Есть несколько типов таких факторов:

  • Факторы, оказывающие влияние на восприятие, как правило, на его базовые механизмы. Подобное воздействие можно проследить на ранее разобранном примере с чёрно-белой и цветной фотографиями.
  • Так как люди имеют речь, то когнитивным фактором может являться язык. Он служит для передачи информации. Однако естественные языки довольно богаты и пластичны, что даёт возможность передать одну и ту же информацию совершенно разными словами. Таким образом, подобрав правильную комбинацию, можно увеличить или уменьшить появление у человека той или иной реакции на излагаемый факт, при этом не меняя фактической составляющей повествования.
  • Огромное влияние оказывают социальные мифы и стереотипы. Являясь порождением общественного сознания, они достаточно прочно укореняются в индивидуальном сознании человека, именно поэтому новую информацию люди воспринимают через призму находящихся в их головах мифов и стереотипов. Повлиять на них невозможно, так как они формируются естественным путём продолжительное время и остаются «гулять» в обществе достаточно долго. Зная, каким именно стереотипам подвержен человек, можно повлиять на его реакцию на преподносимую информацию.

Анализ

Применение когнитивных технологий позволяет не только влиять на поведение человека, но и прогнозировать и анализировать его. Как выяснилось ранее, одним из наиболее важных когнитивных факторов являются социальные мифы и стереотипы. Эти явления достаточно прочно укореняются в общественном сознании, а их изменение происходит в несколько этапов и влечёт за собой изменение в общественном поведении.

информационно когнитивные технологии

Таким образом, проводя анализ когнитивных особенностей общества, можно выяснить, какие именно стереотипы присущи его представителям и на каком из этапов существования они находятся в данный момент. Подобный анализ помогает предсказать изменения в обществе в долгосрочной перспективе. Также возможно проведение индивидуального анализа. Изучив поведение человека, можно сказать, какие именно когнитивные схемы ему присущи, следовательно, можно сделать вывод о том, какие когнитивные факторы повлияли на него и какие из них лучше использовать при взаимодействии с этим индивидом.

Когнитивистика и образование

Когнитивные образовательные технологии базируются на теории о том, что каждый человек воспринимает информацию согласно имеющимся у него когнитивным схемам, многие из которых могут быть обусловлены врождёнными особенностями. Таким образом, подобные технологии в образовании предполагают индивидуальный подход к каждому ученику.

применение когнитивных технологий

Воспринимая информацию от учителя или из дополнительных источников, учащийся способен нормально усвоить только те сведения, которые соответствуют его когнитивным схемам, вся остальная информация либо просто забывается, либо претерпевает сильное искажение, что отрицательно сказывается на обучении. Более того, в большинстве случаев учитель не обладает когнитивными схемами, ответственными за определение деформации или полного отсутствия когнитивных схем у учащегося, что только усиливает проблемы с успеваемостью.

Цели

Главной целью технологий когнитивистики в образовании является повышение интеллектуальных способностей учащихся, осуществление помощи в формировании у учеников когнитивных схем, отвечающих за адекватное самостоятельное принятие решений, основанное на поступающей информации, а также усвоение определённого пласта знаний во время обучения. То есть основная цель когнитивных образовательных технологий состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для усвоения учебного материала каждым учеником.

Тип

Когнитивная технология обучения представляет собой процесс с непрерывной обратной связью и имеет схему, характерную для всех алгоритмических технологий. Подобный принцип обучения базируется на определённом алгоритме, первой частью которого является диагностика начального уровня ученика. Проведя диагностику, учитель выявляет пробелы в знаниях своего подопечного, обозначая критерии для проектирования индивидуальной программы обучения. Создание индивидуального плана является следующим этапом в когнитивном процессе обучения.

когнитивные технологии отзывы

После того как ученик прошёл обучающий курс, спроектированный специально для него, проводится вторичная диагностика знаний учащегося. На основании результатов диагностики происходит корректировка учебного плана, после прохождения которого опять проводится диагностика и т.д. Таким образом проходит процесс обучения. Это происходит до тех пор, пока учеником не будут усвоены все запланированные аспекты изучаемого предмета.

Структура

Технология обучения, основанная на когнитивных принципах, представляет собой систему модулей, каждый из которых состоит из трёх блоков уроков. Модуль объединяет между собой уроки, посвящённые изучению одной темы или одного и того же научного знания. Блоки, из которых состоит модуль, делятся на: блок входного мониторинга, теоретический и процессуальный блок. Таким образом, суть первого блока состоит в том, чтобы помочь учителю определить уровень когнитивных способностей и теоретических знаний учащегося. Второй направлен на изучение теоретического материала, очень важной частью этого процесса является формирование у учеников семантических сетей.

использование когнитивных технологий

Во время уроков третьего блока происходит изучение процессов и алгоритмов, присущих изучаемой области знаний. После окончания курса модулей идут уроки, направленные на полное повторение пройденного материала, его проверку и коррекцию по итогам проверки.

Результаты

Можно заметить хорошие результаты, которые показывает применение такого метода, как когнитивные технологии. Отзывы людей, практикующих методы когнитивистики в разных сферах, говорят о том, что они хорошо справляются со своей задачей. Применение таких технологий нашло место в экономической, военной, научной, учебной сферах, а также в сфере самопознания.

Когнитивные технологии и наука

Когнитивистика в наши дни занимает одну из ведущих позиций в современной науке. Она является средством интеграции различных наук, способствует возникновению межнаучных дисциплин. Применение когнитивных технологий - один из признаков информационной революции, а также важный аспект информационного общества.

био нано когнитивные технологии

Когнитивистика способствует более быстрому и эффективному решению проблем, стоящих перед современным обществом: повышает способности отдельного индивида, улучшает качество жизнедеятельности, способность к экономической конкуренции и т. д. Можно сказать, что развитие когнитивных исследований и распространение применения их результатов является сигналом о начале нового этапа научно-технического прогресса, в ходе которого эволюция человека перейдёт под его осознанный контроль. Информационно-когнитивные технологии играют очень важную роль в исследовании и проектировании искусственного интеллекта. Изучение человеческого сознания, которым и занимаются когнитивные исследования, способствует созданию теории искусственного интеллекта и пониманию правил его проектирования.

Био-нано-когнитивные технологии

Конвергентные науки в перспективе позволяют создать новую техносферу, то есть осуществить адекватное воспроизведение процессов, происходящих в природе, в том числе и искусственный интеллект. Системы, созданные при помощи технологий подобного типа, способны органично вписываться в естественную среду.

био нано когнитивные технологии

Исследования, проводящиеся при помощи наук, находящихся на стыке биологии, нанотехнологий, информатики, заключаются в изучении процессов, происходящих в мозге человека, что является очень важным аспектом теории искусственного интеллекта.