Коммерческая тайна - что это такое и как ее соблюдать

В чем состоит суть вопроса

Все в мире основано на конкуренции. Методы которой, естественно, могут быть самыми разнообразными и не всегда честными. Именно с целью максимально защитить производителя, разработчика, автора идеи, концепции и прочего и внедряется такое понятие, как коммерческая тайна. Что же в него входит? Технологии, коммерческая тайнаразработки, патенты, а иногда и экономические взаимоотношения предприятия с другими. Примечательно, что, с одной стороны, коммерческая тайна – это прозрачное понятие, а с другой – интерпретация ее в каждом случае будет индивидуальной. К примеру, может ли быть ее предметом состав учредителей и их данные? Теоретически может. На практике существуют открытые базы данных, доступ к которым предоставляется всем желающим. Чаще всего не так сложно определить, что такое коммерческая тайна для данной компании, как трудно соблюсти конфиденциальность на практике.

Способы защиты информации

Процедуру охраны тайных сведений необходимо осуществлять и подтверждать постоянно. Многие компании предпринимают множество шагов для создания и защиты информации, затем разрабатывают документ под названием "коммерческая тайна" или "политика конфиденциальности", рассылают его всем сотрудникам и партнерам и.... забывают. Вспоминают о нем лишь в том случае, когда становятся очевидными нарушения. Однако реальная цель такой процедуры, как защита коммерческой тайны, в предотвращении злоупотреблений, а не в санкциях за них. Итак, для того чтобы соблюсти конфиденциальность сведений, необходимы следующие этапы: определение, объединение, обеспечение безопасности, дополнительные меры, обучение. Поясним подробнее каждый из них.

Шаг первый - идентификация

Целесообразно определить, какая именно информация может иметь экономическую значимость для компании. Кроме того, сведения необходимо защита коммерческой тайны
распределить по категориям и выяснить, какие именно данные обеспечивают конкурентные преимущества. Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией дает такое определение: коммерческая тайна - это техническая, технологическая или организационная информация, которая имеет экономическое значение. Обладание ею дает преимущество в силу того, что она не является широко известной. Если конкуренты получают к ней доступ, это может обеспечить им прибыль, помочь сократить расходы или вырваться вперед в данной нише. Однако следует разграничить эту информацию от открытой: лучшим примером является список клиентов, который можно найти на сайте компании или по телефонной книге.

Шаг второй - связь

Сотрудники и другие лица, которые получают сведения, должны знать, что они являются конфиденциальными. Если мы не помечаем информацию "коммерческая тайна", это может быть истолковано неверно. Поэтому чрезвычайно важна эффективная коммуникация в фирме, обеспечивающая обмен сообщениями и сведениями. Сотрудники не должны догадываться и предполагать, можно ожидать, что коммерческая тайна будет соблюдаться только в том случае, если имеется соответствующее указание или пометка.

Шаг третий - информационная безопасность

Обеспечить сохранение конфиденциальности сведений - задача заинтересованных лиц, как правило, руководства или владельцев предприятия. коммерческая тайна этоПримерами физической защиты являются личные пароли к компьютерам, к важным документам, использование идентификаторов и ограничения доступа в помещения для посторонних, хранение важных данных в сейфах или на надежных серверах. Правовая охрана может быть обеспечена с помощью подписания декларации (заявления) или соглашения о конфиденциальности, договора о неразглашении и запрете на конкуренцию.

Шаг четвертый - дополнительные меры

Необходимо разработать процедуры для приема на работу и увольнения сотрудника. Новый работник должен быть ознакомлен с принципами защиты коммерческой тайны. Ведь именно сотрудники являются ключевым звеном во всем процессе информационной безопасности. Опыт показывает, что чаще всего разглашение или утечка информации зависит от бывших работников. Поэтому перед увольнением необходимо напомнить им о подписанных соглашениях и заявлениях.

Шаг пятый - обучение

Сотрудники должны быть осведомлены о том, как важно и нужно защищать секретную информацию. Они должны знать, что использование таких сведений против фирмы отрицательно скажется на них, независимо от того, остаются они или уходят к конкурентам. В крайнем случае это может также привести к банкротству работодателя или проблемам во всей отрасли, если компания потеряет ключевых клиентов. Поэтому так важно обучение средствам и методам защиты коммерческой тайны.