Теория общественного договора: эволюция развития

От частного к общему

Теория общественного договора стала результатом развития общественно-политической мысли Нового времени. Некоторые ее аспекты высказывались еще древними китайскими (Мо-Цзы), греческими (Эпикур и Платон) и римскими философами (Тит Лукреций Кар), предлагавшими договорной характер власти. Однако в действительно полную систему теория общественного договора развилась в трудах мыслителей Нового времени, вытеснив средневековую монархическую легитимизацию власти и идею о божественном происхождении правления королевских династий. В общих своих чертах она объясняет происхождение государства, права и самого гражданскоготеория общественного договора общества как результат древнего соглашения между людьми ради наивысшей эффективности совместного сосуществования. Такой договор подразумевал частичный отказ каждого общественного человека от доли свободы в пользу государственной власти, которая будет управлять страной, исходя из соображений общественного блага. Таким образом, это в корне переворачивало всю общественную систему. Если раньше монархическая власть и королевские указы в принципе не могли быть подвергнуты сомнению и оспариванию, то теория, гласящая, что источником власти является само общество, предполагала уже взаимную ответственность. Буквально это означало, что недостойный правитель теперь может теория общественного договора гоббсабыть вполне правомерно свергнут и избран новый. Однако поскольку эта идея развивалась целым рядом мыслителей, она имела ряд своих вариаций.

Теория общественного договора Гроция

Голландский специалист по праву Гуго Гроций был одним из первых, кто развивал соответствующую мысль. Он ввел такую категорию, как естественное человеческое право (она существует и в современной системе): на жизнь свободу и так далее. Этими неотъемлемыми правами на собственный суверенитет каждого человека он уже ограничивал свободы власть предержащих его времени.

Теория общественного договора Гоббса

Полноценно идея была озвучена уже в труде «Левиафан» Томаса Гоббса. Он считал, что на заре истории люди жили вне обществ в так называемом естественном состоянии. И такая жизнь была весьма опасна и коротка. Ради лучшей судьбы люди стали объединяться в общества, отказываясь вместе с тем от части своей свободы ради совместного блага. Общества, разумеется, стали обретать органы власти, став государствами. Это и являлось процессом возникновения общественного договора. Томас Гоббс оформил идею общественного договора, но он так и не высказал мысль об ответственности государя перед народом.

Теория общественного договора Локка

теория общественного договора локка

Ее высказал и развил англичанин Джон Локк. Фундаментом его системы стала идея о том, что люди объединились в общества во избежание монархии и для защиты свободы и частной собственности. Кроме того, законы должны быть неизменно направлены на достижение общественного блага, а не блага узкой прослойки аристократии.

Теория общественного договора Руссо

В целом французский просветитель Жан-Жак Руссо завершил развитие основных концепций теории. Он видоизменил ее, добавив понятие народного суверенитета, уже прямо предполагавшее, что источником власти является народ, а законной властью - только избранные им органы правления. Руссо всего одиннадцать лет не дожил до первой в Европе революции, логично вытекавшей из идей народного суверенитета и права на восстание. Эта революция случилась на его родине, во Франции, в 1789 году.