Педагогика как наука: разные подходы

Почему-то каждый, кто имеет детей, считает себя педагогом. А некоторые приписывают себе компетентность, даже если с детьми пересеклись буквально «по касательной», после общения с племянниками например. Если бы за воспитание детей в семье мужчина платил деньги, то некоторым мамашам надо было бы даже приплачивать, чтобы они детьми не занимались. Понятно, что большинство из них не знает, что такое профессиональная педагогика как наука.

Многовековое наследие

педагогика как наука

Оформилась она как область знания достаточно давно. Все известные развитые цивилизации имели богатые педагогические традиции. И даже в Индии на заре кастовой системы в определенную группу ученик попадал вовсе не по праву рождения, как сейчас, а по умственным способностям. Затем касты были закрыты, и браки вне своей касты стали запрещены. Так индийцы противились неравным союзам. Но ведь отобрать детей в касты было не так уж просто – и даже на этом уровне учителя создавали свою педагогическую традицию.

Стремительное развитие

Много внесли в науку и ученые Средневековья, хотя оно и считается «темным временем». Педагогика как наука интенсивным развитием обязана все же двадцатому веку. Именно в этом столетии началось повышение внимания к возможностям человека. Хотя не обошлось и без крайностей. Я имею в виду так называемую бихевиористическую концепцию воспитания. В чем она заключается?

Дрессура как она есть

профессиональная педагогика как наука

В этой ситуации ученика (или пациента, или работника) изначально воспринимают как собачку Павлова. За хорошее (в понимании педагога) хвалят, за плохое - наказывают. Дрессировка в действии. Очень эффективно… Пока коса на камень не найдет. Камнем же обычно оказывается так называемый проактивный человек, то есть сам определяющий свои реакции на события жизни. Среди детей это качество встречается редко, а взрослым его нужно в себе сознательно воспитывать (именно об этом говорит Стивен Кови). Бихевиористам в принципе не хватает уважения к личности человека и индивидуальным особенностям.

Взывать к разуму

Однако хороших альтернатив данному подходу мало. Детям интеллектуального склада больше подходит так называемая когнитивная педагогика. Как наука о воспитании она выделилась недавно, хотя инстинктивно ею пользовались все разумные родители. Согласно этому подходу, нужно помочь ребенку рационально осваивать нормы поведения на опыте.

На собственных ошибках

педагогика как наука о воспитании

С этой теорией перекликается теория воспитания на естественных последствиях Руссо. Это означает, например, что ребенок должен испытывать стресс от вызванных им же проблем. Проще говоря, упрямцу нужно позволить набить собственные шишки. Часто это оправданная тактика и в наше время (за исключением опасных для здоровья ситуаций и наркотиков). Чадо попробовало водку? Не нужно за ним бегать поутру с полотенцами, водой и тазом. Помучается пару раз – и подумает, стоит ли рисковать и пить больше своей меры.

Академическая независимость

Педагогика как наука отличается от психологии, методики и дидактики предметом и объектом. Ее вполне можно считать самостоятельной наукой. Она пытается охватить и процесс обучения, но все же в центре ее внимания – именно процесс воспитания.