Проективные методики. Понятие и классификация

Количество существующих проективных методик достаточно велико и до сих пор продолжает расти. Эти тесты являются удобным и эффективным диагностическим инструментом для исследования внутреннего мира человека. Проективные методики - это специальные техники экспериментально–клинического исследования личностных особенностей, недоступных опросу или наблюдению.

Классификация тестов

Впервые термин «проективные» был использован в 1939 г. Л. Френком при объединении ряда методик по ряду формальных признаков. Классификация тестов, предложенная Френком, используется в психологии и по сей день. проективные методики в психологииВсе проективные методики исследования личности относят к следующим группам:

  1. Методики интерпретации (фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, тест Сонди).
  2. Методики структурирования («Чернильные пятна» Роршаха).
  3. Методики дополнения (неоконченные рассказы и предложения, ассоциативный тест Юнга).
  4. Методики конструирования (тест мира, MAPS).
  5. Методики катарсиса (проективная игра, психодрамма).
  6. Методики, изучающие продукты творчества (рисунок дерева К. Коха, рисунок человека Гуденау, Маховер, рисунок дома).
  7. Методики изучения экспрессии (миокинетический тест Мира-и-Лопеца, анализ почерка и др.).

Особенности проективных тестов

проективные методикиПроективные методики имеют ряд характерных особенностей. Во-первых, одной из основных черт всех методик данного вида является неопределенность инструкции и стимульного материала, позволяющая свободу выбора решения теста и тактики поведения. Часто инструкция расплывчата, неоднозначна и дается в очень кратком или обобщенном виде. Стимульный материал выступает своего рода «экраном», на который должны проецироваться личностные потребности, мыслительные процессы, внутренние конфликты и прочие психологические составляющие. Все вопросы, изображения, тексты, используемые в проективных тестах, небезразличны любому испытуемому, так как взывают к прошлому опыту и имеют для него особый личностный смысл. Обычно стимульный материал ассоциируется пациентом с аффектогенными ситуациями. Неопределенность инструкций позволяет увидеть истинный способ реагирования человека, не детерминированный конвенциональными нормативами. Проективное исследование позволяет раскрыть систему ценностей и мотивов испытуемого, увидеть его индивидуально значимые переживания. Выполнение любых проективных тестов происходит в доброжелательной атмосфере, в условиях безоценочного отношения экспериментатора к испытуемому. Такой подход позволяет увидеть глубокую проекцию личности на стимульный материал, не ограничиваемый любыми социальными оценками. Также все проективные методики в психологии измеряют не отдельные психические функции индпроективные методики исследования личностиивида, а личность в ее взаимосвязи с социальным окружением.

Для чего нужны такие тесты

Проективные тесты могут измерять эмоциональные, мотивационные, интеллектуальные аспекты личности, а также ее социальные установки и взаимоотношения с другими людьми. Часто проективные методики используются для раскрытия неосознаваемых, скрытых мотивов и потребностей человека. Они позволяют получить богатый диагностический материал, что выгодно отличает их от других инструментов психологического исследования.