Натуральное хозяйство - длительная доминанта в истории производства

Формой общественного хозяйства называют способ организации человеческой хозяйственной деятельности, основывающийся на его производственных силах и товарно–экономическом развитии. Среди общих форм такой организации производства выделяют натуральное и товарное хозяйство. Примером высокоразвитого товарного натуральное хозяйствохозяйства является наше сегодняшнее общество. А вот натуральное хозяйство – это первый в истории человечества тип хозяйственной деятельности. Оно характерно для первобытных людей и древнейших обществ. Основой такого хозяйства является земледелие и скотоводство, которые направлены на удовлетворение собственных потребностей, но не на продажу. Конечно, эпизодическая торговля и обмен присутствовали и при таком социальном устройстве, однако они не были системными и не определяли фундаментальные взаимоотношения в обществе. Натуральное хозяйство преобладало на протяжении значительного периода существования разумного человека. Оно было присуще первобытным народам, которые не знали частной собственности, оно было отличительной чертой античных рабовладельческих государств (особенно законсервировать его стремились древнегреческие полисы, идеализировавшие автаркию – полное самообеспечение), хотя со временем здесь параллельно складывается и товарное хозяйство. Натуральноенатуральное и товарное хозяйство хозяйство было характерно и феодальной экономике, оно было разрушено лишь Новым временем с его наступившим капитализмом. И уж тем более оно было присуще многим неевропейским обществам, куда понятие частной собственности было привнесено лишь с эпохой колонизации.

Натуральное хозяйство и его основные черты

  • Поскольку такой тип присущ слаборазвитым обществам, здесь преобладает ручной труд и примитивные технологические приспособления: лопата, соха, мотыга и так далее.
  • Слабо выражена специализация отраслей, что естественным образом замедляет производство и делает его более трудоемким.
  • Натуральное хозяйство, как правило, замкнуто на упомянутой автаркии: люди живут небольшими группами (от первобытных племен до крестьянских общин феодального Средневековья) и самостоятельно себя обеспечивают всем необходимым для жизни. Это обуславливает отсутствие выраженной потребности в торговых отношениях, а значит, прибавочный продукт не становится товаром. Он может или отбираться вышестоящим лицом социальной натуральное хозяйство этоиерархии (натуральный оброк феодалу), или же уходить в пользование самого производителя.
  • Общества, ведущие натуральное хозяйство, также характеризуются консерватизмом, высокой табуированностью, приверженностью традициям, поскольку малые общины замкнуты на самих себе, а миром для основной массы населения (то есть крестьян) является узкий мирок их деревни. Эта табуированность и традиционность растворяется лишь с разрушением старых социальных связей и возникновением новых, более глобальных: урбанизации (увеличения численности городского населения), становления общественных отношений, сопровождавшихся расширением массового самосознания.