Дуализм в философии: основные черты

Дуализм в философииДуализм в философии представляет собой направление, согласно которому существуют два равноценных и не сводимых друг к другу основания бытия – материальное и духовное. Материальное начало является логическим продолжением сотворенного мира, а потому отвечает за физическое существование и научное познание окружающей действительности. Духовное начало, в свою очередь, представляет собой проекцию божественной воли, а в некоторых философских концепциях – воплощение сущности Бога. Отсюда возникает и понимание души как присутствие или воплощение божественного в каждом человеке.

Два мира

Примечательно, что дуализм в философии настаивает на принципиальной несводимости материального и духовного миров. Они существуют параллельно друг другу и в своих проявлениях не зависят один от другого. Такой дуализм человека выделяет его из окружающего мира и одновременно делает наиболее приближенным к Создателю. Христианский постулат о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, является наиболее принципиальным для данного течения и таким образом выделяет его на фоне иных умозрительных построений.

представители дуализмаДесакрализация

Однако в этом отношении нужно заметить, что дуализм в философии окончательно сформировался как своеобразная метода десакрализации философского знания, освобождения от излишней религиозности и влияния католической церкви уже в период раннего Нового времени. Первоначально этот термин был введен немецким мистиком и философом Христианом Вольфом, а теоретические постулаты изложили Б.Спиноза и позже Р. Декарт. Француз, будучи мыслителем с математическим складом ума, постарался разложить ранее наработанные положения дуализма и свести все накопившиеся представления в единую систему.

Геометрия бытия

По мысли Декарта, весь мир разделен на две параллельные субстанции - res extensa (буквально - существующие или ощущаемые вещи) и res cogitans (вещи разума). Они не сводимы и сосуществуют в совершенно разных системах координат. Первая отвечает за протяженность и телесность, образуя неповторимую геометрию нашего мира. Вторая, вследствие своей привязанности к божественному разуму, воплощает и руководит душой, индивидуальным сознанием. Правда, в более поздних работах Декарт, испытывая религиозное влияние, все же описал res cogitans как проекцию божественного духа, воплощенного в каждом человеке.

дуализм человекаТри направления

Обычно дуализм в философии условно подразделяют на три направления. Антропологический дуализм подчеркивает двойственную – телесную и духовную – природы человека. Такая позиция восходит еще к сократовским этическим построениям, однако наиболее она проявилась в христианских нравоучениях. Гносеологический дуализм наиболее проявился в дискуссиях эмпириков и рационалистов, которые по-разному понимали роль ощущений в познании. Для эмпириков приоритетом считалось накопление первичного, сенсорного опыта, за что отвечали чувства, ощущения. Рационалисты, или точнее когнитивисты, настаивали на первичности рационального, теоретического осознания окружающего мира. Здесь главным инструментом выступала даже не душа, а разум как отличительная черта каждого из нас. Онтологический дуализм по своей природе восходит к концепциям Платона, утверждавшего о наличии двух субстанциональных начал мира – телесного и идейного, позже – духовного бытия. Тем не менее представители дуализма сходились в одном: если познание и возможно, то только вследствие рационального осознания бытия. Другой вопрос – это роль опыта и компетентность накопления знания. Мы можем сомневаться в их подлинности, но не в собственных логических построениях, описывающих материальную реальность.