Синтетический и гуманитарный склад ума. В чем разница?

Учитель – фигура авторитетная, несмотря на падение престижа профессии. И все же некоторые из педагогов позволяют себе вершить судьбы маленьких людей, наклеивая на них ярлыки. До определенного возраста (13-14 лет), вообще, стоило бы запретить говорить ребенку, какой у него склад ума. В подростковом возрасте это может быть воспринято адекватно, хоть в штыки, но нормально. А вот маленький ребенок, про которого говорят, что у него «гуманитарный склад ума», в то время как у друга – престижный «математический», может быть очень сильно травмирован, причем надолго.

Неосознаваемое неравенство

склад ума

Но что это за образ мышления, который принимается за антипод аналитического? Синтетический склад ума - способность видеть и прогнозировать ситуацию в целом, на основе своего опыта, причем, это видение нерационально, то есть, человек не может объяснить, почему он видит ситуацию так, а не иначе. Синтетический не равен гуманитарному. Под последним в наше время понимают «неспособность к математике». Это интеллигентный способ обозвать человека дураком.

Здоровым наука по зубам

Но так ли часто встречается невозможность освоить сложные предметы? Если человек не имеет врачебно подтвержденной умственной отсталости, он вполне способен освоить математику на уровне школьного курса. Другое дело, что на гуманитарный склад списывают педагогическую запущенность и нежелание учителя заниматься с ребенком.

Два типа психики

Людей можно разделить на два основных типа: одни имеют от природы большую способность хорошо выстраивать отношения и чувствовать эмоции (чувствующий вид личности), другие – лучшую возможность работать с объектами и понимать соотношения (мыслительный). Ни один из типов не является неполноценным, в рамках стандартных ситуаций и люди первого, и люди второго типа успешно решают задачи «неродного» характера.

Бережно и аккуратно

гуманитарный склад ума

Ребенка, который лучше работает с эмоциями и отношениями, часто клеймят, как неумного. Это неправильно! Просто учителю математики и физики нужно быть бережнее с таким учеником. Школьнику-«гуманитарию» требуется больше времени на усвоение материала и больше педагогической поддержки. Такому маленькому человеку негативные эмоции могут сильно помешать усвоить математический материал. Если ребенок боится этого предмета, необходима помощь психолога, который сам хорошо владеет этой наукой, и аккуратно, на практике, поможет школьнику преодолевать трудности.

Кому быть «системщиком»?

синтетический склад ума

Но что же такое синтетический склад ума? Это черта не чувствующего типа. Люди мыслительного вида делятся на аналитиков и синтетиков. Последние отличаются способностью видеть, как системы будут взаимодействовать, синтетики видят явление в целом и те его свойства, которые нельзя вывести и объяснить аналитически. Модное английское слово serendipity, то есть, неожиданное видение истины человеком малоподготовленным, - это именно о людях синтетического рода ума. Впрочем, в чистом виде эти типы не встречаются. Для того чтобы быть хорошим специалистом – системщиком, нужно примерно 65% аналитического склада и 35% синтетического. Тогда человек оказывается способным хорошо понимать и объяснять действительность.

Ускользающая разница

Не путайте термины «синтетический склад ума» и «гуманитарный». Это разные понятия, применимые к разным людям. Конечно, и чувствующие типы склоняются к синтезу либо анализу, но у них гораздо сложнее определить это свойство, и практической пользы от такого разделения нет.