Для чего нужна психологическая характеристика класса?

Характеристика класса составляется с максимальным учетом психологических особенностей учащихся на основании показателей, отражающих особенности коллектива, такие как распределение социальных ролей, сплоченность, особенность распределения обязанностей между его членами. Она позволяет выявить как сильные стороны класса, так и определить его потенциальные проблемы и основные векторы дальнейшего развития. Характеристика класса позволяет педагогическому составу школы получить максимально целостное представление о нем.характеристика класса

Основные моменты, которые должны быть отражены в характеристике класса

Характеристика класса должна содержать сведения о количественном, гендерном, возрастном составе класса, данные об успеваемости учеников. Описываются ключевые моменты истории его формирования. Немаловажным пунктом характеристики также является мотивация и направленность класса. Какую роль школа и класс играют в жизни каждого из учеников? Насколько сильна потребность каждого из учеников в общественной работе, каково их отношение к поручениям такого типа? Существенно ли место класса в жизни школы в целом?

Важным этапом написания характеристики класса является проведение методики социометрии. Она позволяет установить распределение лидерских позиций в классе, выделить его актив, разобраться в специфике взаимоотношений учеников в классе. Насколько сильно различаются формальная и неформальная структура класса? Насколько положительна роль актива класса?характеристика на класс

Насколько ответственно ученики относятся и учебной и трудовой деятельности? Существует ли у учащихся потребность и заинтересованность в совместном труде? Насколько выражена профессиональная направленность учеников?

Характеристика на класс обязательно должна включать данные о товариществе и дружбе в классе. Существуют ли в коллективе неформальные группировки? Какие мотивы выступают в качестве объединяющих?

Какова оценка психологического климата в коллективе? Каким образом строятся отношения учащихся между собой, с родителями, учителями, другими работниками школы? Довольны ли ученики атмосферой, царящей в школе и межличностным общением? Существуют ли в классе неформальные лидеры, к которым тянутся остальные учащиеся?

Отличается ли классный коллектив единым мнением, выработанным по тому или иному вопросу? Развита ли в классе критика и самокритика? Способны ли ученики к критике и самокритике?характеристика класса начальной школы

Характеристика класса начальной школы, среднего или старшего звена должна отличаться индивидуальными особенностями по мере того, как вырастает количество значимых факторов, учет которых значим для построения максимально реалистичной и приближенной к действительности картины. Она должна содержать сведения об индивидуально-возрастных особенностях каждого ученика, его поведении, возможных трудностях, возникающих в процессе учебы.

Характеристика класса должна включать сведения об активе класса и распределении в нем ролей.