Что такое лексический повтор?

0
0

«Хочешь быть неповторимым – не повторяйся!» – это, безусловно, хорошее правило, но у каждого правила есть свои исключения. В это трудно поверить – скажете вы, и я с вами соглашусь отчасти, ведь любое повторение – это однообразие, некая узость, скованность и бедность. Но всё, что существует в мире со знаком «минус», может быть преобразовано в знак «плюс». Снова не верите? А слышали вы о том, что в литературе существует такое понятие, как лексический повтор? Не будем мучиться и ходить вокруг да около, а познакомимся с этим явлением получше.

лексический повтор

Лексический повтор – это...

Не люблю учить и поучать, потому что по большей части это не приносит хороших результатов. Человек запоминает на всю жизнь только то, к чему пришел сам на собственном опыте. Поэтому начнем не с правила о том, что такое лексический повтор, а с наглядных иллюстраций: «Я помню, любимая… Сиянье твоих волос… Я помню осенние ночи… Я помню, ты мне говорила…» (Сергей Есенин). В центре нашего внимания слова, словосочетания и даже предложения, которые авторы неоднократно употребляют в составе одного предложения или высказывания. Как видно, употребление это не случайное, а намеренное.

лексический повтор примеры

Другие примеры

Таким образом достигается максимальная передача чувств и эмоций, подчеркивается основная мысль. Но это не единственное, для чего используется лексический повтор. В стихотворении Ф. Тютчева «Полдень» неоднократно употребляется слово «лениво», что помогает создать ощущение некой монотонности и размеренности окружающей природы, и в тоже время чувства единства, красоты и бесконечности: «Лениво тают облака... Лениво катится река... Лениво дышит полдень...» (Ф. Тютчев). В произведении Чарльза Диккенса «Записки Пиквикского клуба» словосочетание «сторонний наблюдатель» повторяется дважды в одном предложении для придания ясности, точности выражению, и это еще одна немаловажная функция лексического повтора.

Лексический повтор: примеры форм и видов

В зависимости от того, в каком месте предложения или абзаце автор его использовал, различают следующие виды этого стилистического приема: анафора, эпифора, анадиплосис, симплока. Их названия звучат угрожающе, но не бойтесь – ничего страшного, наоборот – просто и интересно. «Ты, меня любивший фальшью… Ты меня не любишь больше…» (М. Цветаева). Слова «ты», «меня» повторяются в начале каждой строки, что и является отличительной чертой анафоры. В стихотворении Булата Окуджавы «У поэта соперников нету…» в конце каждого четверостишия звучит одна и та же фраза: «…это он не о вас…»; в стихотворении «Вчера еще» М. Цветаевой три четверостишия заканчиваются вопросом «Мой милый, что я сделала?!» – все это примеры использования одного и того же слова или целого предложение в конце смежных строк. Такой прием называется эпифора. Анафора и эпифора иногда сочетаются, таким образом, лексический повтор обнаруживается как в начале, так и в конце отрывка. Эта стилистическая фигура называется симплока: «Легкомыслие! – Милый грех, Милый спутник и враг мой милый!» (М. Цветаева). И последнее – анадиплосис, или повтор-подхват, то есть двойной повтор – с последнего слова или словосочетания строки начинается новая строка стихотворения: «И как берет его да за желты кудри, За желты кудри да за белы руки, И за белы руки да златы перстни» (А. С. Пушкин). Этот прием характерен для фольклора. Однако он стал излюбленным приемом у таких поэтов, как А. В. Кольцов, Н. А. Некрасов, А. С. Пушкин. Самым ярким примером анадиплосиса считается стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил...».

лексический повтор это

Достойный повторения

Что можно сказать в заключение? У любой реки есть два берега: талант и серость. Лексические повторы тоже бывают разными: одни – достойны повторения, а другие – «одно и то же и всё ни о чем». К какому берегу пристать? Выбор за вами...