Виды речевой деятельности – что это такое?

Из всех живых существ, населяющих Землю, по сути, только человек наделён мыслительной функцией и функцией говорения, общения – разумного общения! Членораздельная, осмысленная речь – уникальный дар природы человеку. Естественно, что эти особенности стали предметом тщательного изучения.

виды речевой деятельностиРечь как языковое явление

С точки зрения лингвистики, понятие речевой деятельности можно определить как использование языка в качестве средства общения и для передачи информации. Подразделяется такая деятельность на 2 типа: речь чужая и её восприятие, речь собственная и её создание. Оба типа могут быть представлены в двух формах – устной и письменной. Вся чужая речевая деятельность и её виды взаимодействуют с такими органами нашего восприятия, как слух и зрение, т.к. её мы либо читаем, либо слушаем. Для создания же собственных высказываний каждый индивид использует говорение или письмо.

Виды деятельности, связанные с актом речи

понятие речевой деятельностиЧтобы человек мог свободно и адекватно понимать чужую речь и создавать свои высказывания, он должен качественно владеть навыками аудирования, чтения, говорения и письма. Все эти виды речевой деятельности имеют свои методики обучения и развития, оценки качества знаний и их практического применения, свои индивидуальные особенности. Слушание и чтение основаны на восприятии, говоренье и письмо – на творческом производстве или создании текстового материала. В наибольшей степени в системе человеческого общения задействованы говоренье и слушание – примерно в равной процентной соотнесённости. На втором месте находится чтение и на последнем – письмо. Рассмотрим подробно первые из них.

Говорим

Устные виды речевой деятельности зависят от ситуации общения, от её коммуникативных задач. Разговаривая, человек выражает самую разную модальность своих высказываний. Он отвечает на вопросы и спрашивает, жалуется, сомневается, благодарит, выражает радость. По цели высказывания в лингвистике сообщения подразделяются на 3 типа – вопрос, побуждение, сообщение.речевая деятельность и ее виды Виды устной речевой деятельности в их практическом воплощении базируются на определённых стандартах, сформированных, отобранных и заложенных в человеческом сознании в процессе развития общества в целом. Поэтому когда говорящий строит своё высказывание, он отбирает именно те модели построения предложений, которые в большей степени соответствуют ситуации, цели общения. Композиция высказываний, грамматическое и синтаксическое их оформление, стилистические тонкости – всё это как бы извлекается человеком из памяти, а не возникает спонтанно. Иначе процесс общения был бы чрезвычайно труден: сложно выполнять все перечисленные операции одновременно. К тому же устные виды речевой деятельности предполагают, что говорящий должен заранее предвидеть, предугадывать результат психологического воздействия от своего высказывания на собеседника. И если некий языковой автоматизм присутствовать в речи не будет, плодотворное общение окажется затруднительным.

Слушаем

Что касается аудирования, то умение слушать и понимать собеседника является не менее тонким и важным, чем умение донести свою мысль. В большинстве случаев из прослушанной информации человек запоминает только 50-60%. Осмысливает примерно столько же. Следует заметить, что виды речевой деятельности, связанные с аудированием, зависят от таких факторов, как психотип личности, её интересы, сфера деятельности, возраст, пол и др. Время прослушивания тоже важно: беспрерывно оно может продолжаться не более 25-30 мин. Сами по себе виды речевой деятельности в форме аудирования подразделяются на такие подвиды:

  • обобщённое или глобальное, когда ухватывается основная мысль высказывания, без углубления в детали;

  • детально-блоковое, когда следует запомнить и осознать отдельные моменты высказывания;

  • критическое прослушивание.

чтение-слушаниеЧто касается способа прослушивания информации, то он может быть как пассивным, когда собеседник только воспринимает и осмысливает информацию, так и активным, когда человек комментирует то, что слушает.