За что сын обедневшего купца уже в 22 года получил личное дворянство: судьба Ивана Айвазовского, которому покровительствовал сам император

0
0

Ивана Айвазовского называют лучшим маринистом в истории живописи. Его работами восхищаются во всем мире. Но мало кто знает, что он имел самый высокий чин среди всех русских художников, а таланту покровительствовали четыре императора.

Начало пути

Ованнес Айвазян родился 17 июля 1817 года в многодетной армянской семье в городе Феодосия. Его отец, будучи торговцем, потерял состояние еще до рождения будущего гения во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в Крыму в 1812 году.

Казалось, какое будущее могло ждать паренька из обедневшей семьи, к тому же принадлежавшего к малочисленной диаспоре? Но каждый день он видел Черное море в разной его ипостаси: во время шторма и штиля, солнечным днем и лунной ночью. Морские пейзажи рождали в душе творческие порывы.

По стечению обстоятельств Ваню Айвазовского, как называли его русские на свой лад, приметил влиятельный крымский архитектор Яков Кох. Специалисту хватило несколько уроков по рисованию, чтобы оценить невероятный потенциал ребенка.

Подключив губернатора города и написав самые лестные рекомендации, Кох отправил 16-летнего подростка в далекий Петербург постигать азы живописи в Императорскую Академию.

Из живописца в маринисты

В 19-м веке живопись как вид искусства находилась на пике своего развития. Она была невероятно популярной в России, многие люди хорошо разбирались в тонкостях и нюансах, поэтому Ваня Айвазовский быстро обзавелся могущественными покровителями.

Сначала студента определили в ученики к известному пейзажисту Максиму Воробьеву. Но после того как юный гений представил курсовую работу «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», удостоившуюся награды, у него появились новые учителя.

Учитывая его пристрастие к морской тематике, азам маринизма обучал мастер по написанию воды француз Филипп Таннер. Уроки батальной живописи преподавал немец Александр Зауервейд, специализировавшийся на масштабных сражениях. То есть, с Айвазовским работали лучшие специалисты в своем деле, имевшиеся в распоряжении академии.

Личное дворянство в 22 года? Легко!

Талант Айвазовского поражал окружающих. Причем, не только представителей творческой профессии, но также чиновников, военных, высшую знать. Все понимали, что являются свидетелями становления гения, коих рождается пара человек за столетие.

Иван Константинович с почестями, на 2 года раньше срока, окончил Императорскую академию. И не просто выпустился, а получил на выходе личное дворянство с прилагающимися привилегиями, распространявшимися на потомков. А также чин 14 класса «коллежский регистратор».

Теперь он мог строить карьеру гражданского чиновника. После того как поступил на работу в Главный морской штаб, художник обзавелся еще одной важной привилегией – правом носить мундир Морского министерства, чем с гордостью пользовался всю жизнь.

Следует отметить, что, будучи талантливым и обласканным властями художником, Иван Константинович слыл коммуникабельным человеком с добрым сердцем. Когда Айвазовский работал в Крыму, он много помогал родной Феодосии и ее жителям.

Любопытно, что одним из самых ревностных почитателей таланта художника был император Николай I. Их дружба помогала продвигаться по службе и обзаводиться новыми связями. Но Айвазовский использовал авторитет для благих нужд, продвигая инфраструктурные проекты и являясь протеже талантливых людей.

Достаточно быстро маринист дослужился до очень высокого гражданского чина 3 класса, соответствующего в армии званию вице-адмирала или генерал-лейтенанта. Художник собрал выдающуюся коллекцию наград, в том числе от зарубежных правителей.

Пережив 4 императоров России, в 1895 году, в возрасте 78 лет, из рук Николая II он получил почетный чин действительного тайного советника, что приравнивало его к адмиралу или полному генералу. Таким образом, он стал самым высокопоставленным чиновником в истории среди всех отечественных художников.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание