Моторная алалия: причины, признаки, способы решения проблемы

Алалия – это частичное или полное отсутствие речевой деятельности у малышей от 3 до 5 лет. Физический слух при этом остается нормальным. моторная алалияНарушение обусловлено частичным недоразвитием или же полным поражением тех областей в левом полушарии мозга, которые отвечают за речь. Существует две формы данного отклонения:

  1. Моторная алалия. Малыш понимает слова, обращенные к нему, но воспроизвести, повторить их не может. В этом случае нарушен речедвигательный анализатор.
  2. Сенсомоторная алалия. Речь, обращенную к нему, ребенок абсолютно не понимает. Вследствие этого способность говорить не развивается вообще. У ребенка с этой формой алалии плохое слуховое внимание: он может не реагировать на звуки, не проявлять к ним интереса. Малыш даже не следит за выражением лица того, кто с ним говорит. Играя, он может произносить какие-то звуки и даже слова, но они абсолютно непонятны для окружающих.

Моторная алалия: причины

Они могут крыться еще во внутриутробном развитии ребенка, если оно было неблагополучным. Спровоцировать отклонение могут и трудные роды, травмы мозга, полученные в раннем возрасте. Алалия может развиться вследствие перенесенных в детстве болезней, дающих осложнения на мозг (энцефалит, менингит). Часто причиной отклонения является нервное истощение, аутизм, астения, гипотрофия, задержка общего развития, затяжные соматические заболевания. Не проходит бесследно и отсутствие речевых контактов.

Моторная алалия: признаки

сенсомоторная алалияСтоит заподозрить нарушение, если на первом году своей жизни ребенок только однообразно и мало лепечет. Он так и не начинает говорить к двум-пяти годам или же произносит лишь лепетные слова. Несмотря на обладание достаточной мышечной силой, у малыша плохо получается мыть руки, самостоятельно есть, застегивать пуговицы, одеваться. Он не в состоянии попрыгать на одной ножке и вообще очень неуклюж, быстро устает, постоянно спотыкается. Взрослея, ребенок так и остается неспособным строить высказывания связно. К пяти годам не управляет артикулярным аппаратом: произвольно чмокает, дует, двигает языком. А вот по просьбе выполнить эти же действия он не сможет. Жест у такого ребенка используется очень активно и заменяет речь.

Моторная алалия: лечение

Для каждого малыша логопед составляет индивидуальную коррекционную программу. Он детально объясняет родителям, как заниматься дома, как играть, какие пособия выбрать. моторная алалия лечениеНа первом этапе основная задача – пробудить у малыша желание говорить. Чтобы пополнить его активный словарный запас, нужно давать ему несложные поручения, использовать в играх красочный, разнообразный наглядный материал. Игра должна проходить эмоционально, сопровождаться словами, восклицаниями. На этом этапе речь ребенка корректировать не надо. Главное, чтобы последовала хоть какая-то ответная реакция. Далее нужно продолжать прежние занятия и вводить составление слов из слогов. Любое действие надо проговаривать. На третьем этапе следует продолжать закреплять пройденный материал и можно уже строить из слов короткие предложения. Полезно заучивать простые стихи, пересказывать сказки. До перехода к четвертому этапу должно пройти больше месяца. Он подразумевает работу, направленную на развитие связанной речи. Заключается она в составлении рассказа по картинкам, инсценировке сказок и стихов. Моторная алалия может быть побеждена только упорным трудом. Занятия желательно проводить ежедневно минут по 15-20 (или хотя бы через день, не реже). Организовывать их лучше в игровой форме, чтобы ребенок тренировался с радостью. Нельзя принуждать малыша! Параллельно с занятиями речью нужно уделять внимание и развитию мелкой моторики: лепить с ребенком, строить, шнуровать, выкладывать узоры, рисовать, играть с его пальчиками.