Государственные ветви власти - барьер от узурпации

История нашей цивилизации достаточно богата примерами страданий, вызванных действиями властных структур, недальновидных, эгоистичных, циничных. Многие подобные беды не в последнюю очередь вызваны бесконтрольностью правящих лиц. Осознание этого фактора уже в новое время привело мыслителей к идее того, что ветви властиименно народ должен быть верховным носителем власти и ее источником, в то время как правительственные органы должны рассматриваться как его слуги. Развитие этих идей привело к возникновению республиканской формы управления. Вместе с тем одних лишь концепций выборности правительства и принципа равенства перед законом оказывается недостаточно. Уже новейшая история планеты знает неоднократные примеры узурпации властных полномочий. Теоретические разработки философов от политологии и печальный опыт диктатур привели мировое сообщество к убеждению, что ветви государственной власти должны быть разделены.

История идеи

Строго говоря, прообраз концепции был рожден еще в античном Риме, где были противопоставлены сенат и консул, имеющие различные полномочия. Однако с падением этого государства были утрачены и многие достижения античной исполнительная ветвь властицивилизации. Лишь спустя тысячу лет в Европе стали вновь возникать давно забытые, а также многие новые общественно-политические идеи. О том, что ветви власти должны быть разделены в государстве, заговорили впервые в новое время Шарль Монтескье и Джон Локк. Важно, что идея развивалась одновременно с различными политическими теориями либерального и левого характера. К XX веку, когда демократические начала торжествовали практически во всем западном мире, народы повсеместно стали выбирать республиканскую форму правления и, соответственно, разделенные ветви власти.

Современное положение дел

Сегодня элементы республики так или иначе доминируют почти во всех уголках Земли. Исключение составляют разве что некоторые консервативные монархии. На практике республиканские органы управления существуют как минимум в трех основных плоскостях: законодательная (парламент), а также судебная ветвь и исполнительная ветвь власти, представленные правительством и министерствами. Важно, что различные элементы правительственных структур хоть и взаимодействуют друг с другом (как кабинет министров с парламентом), однако не должна допускаться процедура, когда одна из ветвей власти подавляюще и в одностороннем порядке влияет на другую. ветви государственной властиСмысл разделения как раз и заключается в их автономном функционировании. Таким образом, деление правительственных структур на ветви власти является дополнительным барьером, препятствующим ее возможной узурпации одним лицом или группой.

Разнообразие республиканских систем

Несмотря на стремительные процессы глобализации, в разных уголках мира еще сохраняются собственные цивилизационные особенности. Более того, некоторые страны органично соединяют чуждую им изначально идею парламента с особенностями своей культуры. Например, африканские страны, государства мусульманского востока или Юго-Восточной Азии. Так, в Китае, кроме трех вышеназванных, существуют еще юридическая, экзаменационная, контрольная и некоторые другие ветви власти. Подобные дополнительные структуры существуют и во многих других странах, в том числе и в Европе.