Практикум по русскому языку: что представляют собой предложения с причастным оборотом

Причастие в лингвистике рассматривают двояко: как самостоятельную часть речи и как особую форму глагола. Не будем вдаваться в суть споров – каждая точка зрения имеет как аргументы «за», так и «против». В системе школьного образования базовой считается формулировка о причастии как глагольной форме, включающей в себя признаки и прилагательного. Именно из-за двойственной природы этой части речи её довольно сложно идентифицировать школьникам. Они часто путают причастия с отглагольными прилагательными. Зная это, учителю при объяснении темы следует акцентироваться на его дифференциальных признаках, обращая внимание учащихся на процессуальное значение части речи.

Причастие и его зависимые слова

предложения с причастным оборотомПредложения с причастным оборотом находятся семиклассниками легко, если они знают и понимают, что такое обособленные определения, умеют вычленять их среди других второстепенных членов. Механизм нахождения следующий:

  • Определить смысловые и грамматические отношения между словами внутри предложения, указать подлежащее и сказуемое.
  • Найти само причастие. Выявить, есть ли у него зависимые слова. Только в этом случае имеет смысл говорить про предложения с причастным оборотом. Каким образом это происходит? Причастие обычно определяет (поясняет, описывает) существительное или другую часть речи в значении существительного. Находим субстантив, от него задаём вопросы связанным по смыслу словам. Вычленяем причастие. Выясняем, есть ли у него зависимые слова (тоже при помощи вопросов). Если да – перед нами пример предложения с причастным оборотом.предложение с причастным оборотом примеры
  • Практически всё выглядит так. Вот предложение: «Под ногами лежала мостовая, вся усеянная опавшей листвой». «Лежала мостовая» - грамматическая основа. «Усеянная» - причастие, оно содержит признаки глагола (прошед. время, соверш. вид) и прилагательного (женск. род, единственное число, Им. падеж). Поясняет, определяет существительное «мостовая» (мостовая (какая?) усеянная). Теперь от него задаём вопрос другим словам: усеянная (чем?) опавшей листвой. Следовательно, «опавшей листвой» по смыслу зависит от «усеянная». Вывод: перед нами часть предложения с причастным оборотом. Выражен он обособленным определением, подчёркивается волнистой линией. Более того, в примере есть ещё одно причастие - "опавшей" (отв. на вопросы: какой? что сделавшей?).

Расстановка знаков препинания

Предложения с причастными оборотами, как правило, выделяются запятыми. Происходит это в том случае, если они расположены после определяемого слова. Располагаться же такие определения могут в середине или конце предложения. В первом случае знаки препинания проставляются с обеих сторон. Как может выглядеть подобное предложение с причастным оборотом? Примеры приводим:предложения с причастными оборотами

  • Дождь, (какой?) ливший (как долго?) с утра, наконец перешёл в малозаметную морось.
  • Ветер радостно разогнал тучи (какие?), ненадолго нахмурившие (что?) небо.
  • Падавшая (какая?) с неба (откуда?) звезда летела стремительно и плавно (запятая не ставится!).

При изучении темы учитель должен объяснить, как строить схемы с причастным оборотом – тогда детям будет проще освоить материал.