Категорический императив Канта – смысл и философское содержание

0
0

Иммануил Кант основывает свое этическое учение на том, что теоретическое и практическое поведение человека принципиально различно. Рассудочное мышление направлено на чувственный материал, из чего возникает опыт экспериментальной науки. А на практике идеи разума направляют и ориентируют его на идеал, который еще не существует, но должен быть. Именно это составляет смысл категорического императива Канта – максимы, которую философ сделал основой своего учения об этике. Последнюю он разделяет на три разновидности:

  • Этика индивида, который руководствуется самолюбием и выгодой.
  • Затем более высокая ступень, когда нравственным критерием поступков становится моральное чувство.
  • И, наконец, состояние, когда основой поведения является воспитание и традиции.

Категорический императив канта

Этическая теория Канта

Однако все эти виды нравственности философ называет субъективными. Он полагает, что настоящая этика подобна математике. Она имеет дело с объективными и необходимыми законами. Ведь математика не считается с тем, может ли человек следовать ее правилам. Так и этика выставляет моральные идеалы безотносительно от того, способны ли люди их реализовать. Таков и категорический императив Канта. Этика, с его точки зрения, - это наука о праве и морали, представляющая собой теорию, основанную на безусловных требованиях разума. Их Кант называет императивами. Это правила, представления о которых делают определенные поступки необходимыми для морального поведения, хотя с субъективной точки зрения они выглядят как случайные.

Категорический императив канта этика

Высшая заповедь

Главная установка Канта в области этики состоит в том, что моральный субъект должен выйти за узкий горизонт своих частных интересов. Его высшая заповедь говорит именно об этом. Категорический императив Канта состоит в требовании к отдельному человеку преодолеть рамки собственной конечности и посмотреть на себя с точки зрения родового существа. Именно поэтому следует поступать так, чтобы все люди в целом всегда представляли собой цель и никогда - средство. Так гласит категорический императив, который, согласно Канту, является фундаментом учения о добродетели. Почему он так называется? Потому что его требования безусловны. Его следует выполнять не потому, что у вас есть какие-либо иные цели, а из-за него самого.

Философия категорический императив канта

Дедукция чистого практического разума

Категорический императив Канта не нуждается ни в обоснованиях, ни в доказательствах. Обладающее разумом существо является целью само по себе, без всяких иных причин. Каковы предпосылки такого вывода? Очень просто – моральность по Канту - это подчинение наших действий принципу разума. Таким образом индивид непосредственный превращается в общественную личность. Тогда он по-настоящему становится моральным существом. Для этого нужно подчинить разуму все свои склонности и чувства. Обычное поведение индивида, который руководствуется интересом и частными целями, не является ни необходимым, ни должным. Оно подчинено закону собственной пользы. Но это превращает мир в хаос и увеличивает антагонизм между людьми.

Критерий морали

Категорический императив Канта формулируется автором в нескольких видах. Самая известная фраза была приведена выше. Все они похожи, но развивают различные аспекты этой теории. Например, в «Критике практического разума» философ пишет о том, что поступки человека должны быть таковы, чтобы максима его воли имела бы силу общественного закона. В «Основах метафизики нравов» он говорит, что всякое разумное существо должно жить так, словно оно является законодателем во всеобщем царстве целей. Само совершенство человеческого рода заключается в стремлении к этому иному, трансцедентальному миру, который находится за пределами эмпирического опыта. Мораль по Канту превращается в возвышение из повседневной жизни в сферу интеллигибельного.

Смысл категорического императива канта

Формальность принципа

Философ подчеркивает, что этот критерий нравственности не только безусловен. Он еще и принципиально формален. Категорический императив Канта, по яркому выражению автора, светится изнутри. Поэтому он не теоретический и не гипотетический, а выступает в качестве требования исполнения долга. К нему стремятся ради него самого. Для иллюстрации этой максимы Кант приводит разные примеры: о депозите умершего друга, о том, что нельзя добровольно совершать самоубийство, о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя давать ложные обещания, и так далее. Каждому приведенному случаю он придает всеобщую форму. С их помощью философ хочет показать, что сформулированный им нравственный закон является единственным главным, значимым для всех, базовым фундаментом всех моральных поступков конкретных людей. Если им не руководствоваться, то разум вступит в противоречие с самим собой. Поэтому от моральных законов нельзя отступать. Ведь именно на единстве разума основана философия. Категорический императив Канта, таким образом, не требует никаких доказательств, которые обычно приводятся, и потому является самодостаточным.