Разносклоняемые существительные. Примеры

0
0

Большинство имен существительных русского языка принадлежат к одному из трех основных типов склонения. Лишь небольшая их часть относится к особой группе и носит название разносклоняемые существительные.

Алгоритм определения типа склонения

Каждый ученик уже в начальной школе знает, как узнать тип склонения имени существительного. Для этого необходимо воспользоваться алгоритмом, совершив ряд последовательных действий.

склонение существительного
Во-первых, определяется род существительного. Во-вторых, обращается внимание на окончание слова и его основу. И последнее, что необходимо сделать - это вспомнить таблицу, где подробно описано склонение существительного, признаки его принадлежности к той или иной группе.

Таблица основных типов склонения существительных

В современном русском языке для определения основных типов склонения имени существительного пользуются памяткой, приведенной ниже.

Тип склоненияРод существительногоОкончание словаПримеры
I склонениеМужской род-а, -яюноша, дядя, слуга
Женский род-а, -яземля, жена
II склонениеСредний род-о, -еполе, село
Мужской родНулевое окончаниезакон, конь
III склонениеЖенский род

Нулевое окончание

Основа слова заканчивается мягким знаком

ель, радость, мышь


Как можно заметить, в таблице отсутствует графа, где описывались бы так называемые разносклоняемые существительные. Это не является случайностью, так как слова имеют особенности, не позволяющие включить их ни в одну из перечисленных категорий.

Из истории языка. Причины появления особой группы слов

Действующая система склонения существительных не всегда выглядела именно так, как ее привыкли видеть сегодня. В древнерусском языке она тоже существовала, но слова подразделялись не на три, а на шесть групп. Главным критерием, по которому определялся тип склонения, была основа слова. Учитывался звук, которым она заканчивалась. Система считалась запутанной несовершенной, поэтому ее решили "сломать" и создать новую.

После проделанной работы обнаружились слова, которые по новым критериям не подходили ни к одному из трех типов склонения. Их-то и решено было выделить в особую группу, получившую название разносклоняемые существительные.

Список слов-исключений. Как запомнить?

Не приходится задумываться о том, что слова принадлежат к особой группе - настолько часто их употребляют в речи. Сюда входят десять существительных на -мя - пламя, знамя, вымя, темя, стремя, племя, бремя, имя, время, семя. Кроме того, к этой же группе относятся существительное путь и дитя.

Лишь после небольших исследований становится ясно, что слова действительно по своим признакам не соответствуют ни одному типу склонения. Например, разносклоняемые существительные знамя, племя, время и другие семь существительных, оканчивающихся на -мя, имеют средний род и могли бы принадлежать ко второму типу склонения. Но среди слов, относящихся ко второму типу склонения, не предусматривается окончание -я, которое наблюдается в каждом из слов-исключений. Кроме того, при изменении этих существительных по падежам обнаруживаются формы третьего и второго склонения. Обнаружившиеся факты дают полное право отнести эти существительные к разносклоняемым.

разносклоняемые существительные

Подобные несовпадения имеют и два других слова - это дитя и путь. Окончание в форме именительного падежа единственного числа последнего из них указывает на принадлежность ко второму склонению. Формы некоторых косвенных падежей позволяют причислить слово к третьему. Вывод напрашивается сам собой - существительное принадлежит к особой категории слов.

В программе изучения русского языка разносклоняемые имена существительные изучаются отдельной темой ввиду своей сложности. Для грамотного их употребления в устной и письменной речи необходимо знать о существовании категории таких слов, а также помнить правила изменения по падежам.

разносклоняемые имена существительные

Школьные учителя для достижения наилучших результатов при изучении темы используют в работе всевозможные памятки, таблицы, схемы, занимательные тексты, рифмовки. Все усилия можно оправдать тем, что материал в обязательном порядке включается в тесты, проверяющие уровень освоения языка у выпускников школ во время проведения ЕГЭ и ГИА.