Кассетные магнитофоны. Советские магнитофоны. Магнитофон кассетный: цены
Гордость и радость отечественного меломана конца прошлого века – кассетные магнитофоны – практически вышли из употребления с началом века XXI. Случилось бы это и раньше, но существовавшие с 1980-х годов компакт-диски могли быть записаны только в фабричных условиях. Но с появлением CD-R, когда каждый владелец компьютера мог записать диск с любимой музыкой в домашних условиях, аудиомагнитофоны перешли в категорию анахронизмов. Но спустя десятилетие начался новый, вполне закономерный процесс – техника, сохранившая достойный внешний вид и функциональность, обретает респектабельный статус ретро. Громоздкий магнитофон "Весна", покрытый облагораживающей патиной времени и окутанный флером ностальгии, кажется уже не старьем, а предметом, достойным музейной полки или места в частной коллекции.
Бобинный магнитофон – предтеча кассетного
Запись звука на магнитную ленту осуществлялась еще в девятнадцатом веке, а промышленное производство бытовых магнитофонов было освоено в 1940-х годах.
![советские магнитофоны](http://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694066.jpg)
Постепенно технология записи была поднята на очень высокий уровень, но об удобстве использования говорить не приходилось. Громоздкие тяжелые приборы было затруднительно передвинуть с места на место, а во включенном состоянии бобинный магнитофон был совершенно нетранспортабелен. Бобины, на которые наматывалась магнитная лента, тоже не отличались компактностью, к тому же требовали от слушателя утомительных манипуляций всякий раз, как лента была прослушана до конца.
Рождение кассетников
Устранить этот недостаток были призваны кассетные магнитофоны. Появлению магнитных компакт-кассет (так они тогда назывались) мы обязаны фирме Philips, представившей эту свою разработку еще в 1963 году.
![кассетные магнитофоны](http://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694065.jpg)
Теперь полтора часа музыкальных записей можно было носить в кармане. А чтобы прослушать вторую сторону, достаточно было вынуть кассету из магнитофона, развернуть и поставить обратно (впоследствии появились плееры, которые не требовали даже этого действия).
Уменьшился и размер магнитофона. Помимо стационарных моделей, появились портативные устройства на батарейках. Любимую музыку можно было слушать вне дома!
Борьба с шумами
Недостатком кассетных магнитофонов долгое время оставалось качество звука. Меньшая, в сравнении с бобинными собратьями, ширина ленты и скорость ее протяжки определяли шумность звука, делавшую мелодии малоразборчивыми. Решение нашел в 1969 году Рэй Долби, придумавший методику подавления шумов за счет внесения в запись искажений, которые будут нивелироваться при воспроизведении, благодаря чему звук становится относительно чистым.
![кассетный магнитофон Sony](http://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694215.jpg)
Еще лучше зазвучали кассетные магнитофоны с появлением новых типов магнитной ленты с покрытиями на основе диоксида хрома и металлопорошковых технологий. Теперь кассетники могли предложить звук, качество которого устраивало не слишком взыскательных меломанов и годилось для бытовой звукозаписи. Взыскательные меломаны слушали пластинки, а по-настоящему важные записи все же делались на бобины.
Родственные устройства
Возможно, не все знают, что многие устройства, называемые в быту магнитофонами, таковыми вовсе не являются. Магнитофон – устройство "все в одном", которое может само записывать и воспроизводить звук. Близкими к нему являются:
- Магнитофон-приставка (дека). Записывает звук и проигрывает кассеты, но для прослушивания записей его нужно подключить к внешнему усилителю и динамикам либо воспользоваться наушниками. Примером может служить магнитофон кассетный "Маяк-233".
- Проигрыватель (плеер) умеет только воспроизводить запись. Плееры стали очень популярны после успеха компактного Sony Walkman.
- Магнитофонная панель встраивалась в другие устройства: магнитолы, музыкальные центры.
![магнитофон кассетный Маяк](http://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694067.jpg)
Разновидности магнитофонов
Рынок магнитофонов был очень широк и неоднороден. Огромный ассортимент можно классифицировать по нескольким основаниям.
По качеству звучания выделяют обычные магнитофоны, HiFi (высокое качество звука) и HiEnd (высочайшее качество) технику. HiEnd магнитофоны появились на закате эпохи магнитных лент и оказались маловостребованными: меломаны как раз переходили с пластинок на CD.
Советские магнитофоны, как и прочая радиоэлектроника, подразделялись еще и на классы сложности: от нулевого (самого высокого) и далее. Класс сложности – это не только качество материалов и сборки, но еще и дополнительные возможности устройства.
По степени мобильности магнитофоны бывают стационарные и переносные. Среди кассетных магнитофонов большей популярностью пользовались переносные, хотя по качеству звучания они, как правило, уступали стационарным.
По характеру звучания выделяют моно- и стереофонические магнитофоны. Ради компактности портативные магнитофоны нередко делали монофоническими с одним динамиком. Таков был магнитофон "Весна-202".
![магнитофон Весна](http://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694070.jpg)
По количеству скоростей протяжки магнитной ленты выделяли одно- и двухскоростные. Функция удвоенной скорости была полезна для сокращения времени копирования записи с кассеты на кассету.
Отдельно следует выделить появившиеся в 1977 году цифровые магнитофоны. Дорогие редкие приборы на короткое время заняли определенную нишу в сфере профессиональной звукозаписи.
Советские магнитофоны
В СССР выпуск кассетных магнитофонов был налажен несколько позже, чем на Западе, примерно в семидесятых годах прошлого века. Зато ассортимент не уступал зарубежному. Десятки предприятий по всему Союзу выпускали сотни разных моделей. От компактных монофонических "игрушек", вроде "Весны-309", до заслуживающих уважения надежных и приятных на слух устройств, к которым относился, например, кассетный магнитофон "Комета-225".
Производились в Советском Союзе и кассеты. Но если среди проигрывателей можно было выбрать вполне достойную модель, то качество отечественных кассет вызывало у тогдашних меломанов только отрицательные эмоции. Плохой звук, ломкая неремонтопригодная механика, короткая продолжительность записи на одну сторону – все это заставляло искать средства на импортные аналоги. В то время можно было приобрести кассеты фирм TDK, BASF, Maxell и некоторых других, но стоили они по меньшей мере вдвое дороже отечественных.
Зарубежная продукция в СССР
Кассетный магнитофон Sony, Panasonic, Philips или Sharp были мечтой советского потребителя. Вещь статусная и качественная стоила запредельных денег и доставалась с большим трудом, поскольку в широкую продажу не поступала. Если отечественный магнитофон стоил до нескольких сотен рублей, за импортный обеспеченные граждане готовы были отдать больше тысячи.
![кассетный магнитофон Комета](http://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694069.jpg)
За что люди платили такие деньги, если, как говорилось выше, советская промышленность тоже выпускала вполне приличные модели? Во-первых, среди магнитофоном родом из СССР хорошим звуком отличались главным образом стационарные модели. Портативные же изделия не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Более того, импортные переносные кассетники были намного легче даже самых скромных по габаритам (и убогих по звучанию) разновидностей "Весны".
Вторым важным фактором, по которому кассетные магнитофоны из Японии и Европы обыгрывали продукцию советской электротехнической промышленности, были дизайн и эргономика. Отечественная потребительская электроника внешне мало отличалась от технического оборудования из какой-нибудь научной лаборатории или заводского цеха. Запад же в этой области давно пошел другим путем: то, чем пользуется человек, должно быть удобным и приятным на вид.
Копирование звукозаписей
Одним из важнейших плюсов магнитофона является возможность сделать аудиозапись в домашних условиях. Магнитная лента дала людям возможность сохранить голоса близких и друзей, делать диктофонные записи, а еще копировать профессиональные фонограммы. Конечно, каждая новая копия уступала качеством исходнику, от чего голоса и мелодии со временем становились почти неузнаваемыми, но для своего времени это был огромный прогресс.
![Панасоник кассетный магнитофон](http://www.syl.ru/misc/i/ai/176230/694064.jpg)
Копирование магнитных лент осуществлялось еще на бобинных магнитофонах: для этого было нужно два устройства и соединительный кабель. Примерно так же копировали и кассеты до тех пор, пока не появились двухкассетные магнитофоны. Зарубежные двухкассетники изначально проектировались, чтобы сделать копирование кассет максимально удобным. Как пример можно привести оснащенную функцией синхронного старта воспроизведения и записи модель RX-FT510 фирмы "Панасоник".
Кассетный магнитофон использовался для копирования записей не только в личных целях, но и в коммерческих. Аудиопираты обычно собирали конструкцию из нескольких дек, позволяющую записывать одновременно полдюжины кассет.
Похожие статьи
- Изобретение магнитофона. История открытия
- Стетоскоп и фонендоскоп: разница между медицинскими приборами
- Тахометр электронный: установка и подключение
- Плеер IBasso DX50: обзор, характеристики, особенности и отзывы
- Рижский рынок - крупнейший цветочный рынок столицы
- Opel Vectra: технические характеристики, фото и отзывы
- Автомагнитолы Sony: модели, характеристики, подключение и настройка