Примеры синекдохи из художественной литературы

0
0

Метафора, метонимия, синекдоха... Примеры средств выразительности языка весьма многочисленны. В этой статье мы остановимся подробно лишь на одном из них - на синекдохе. Что же это такое?

Термин "синекдоха" происходит от древнегреческого слова, означающего "соподразумевание". Это употребленное в переносном значении слово, называющее какую-либо часть явления или предмета, но при этом имеющее в виду целое (явление или предмет целиком). Или же, напротив, может называться целое, а подразумеваться только какая-то его часть.

В синекдохе переименование, таким образом, может основываться на следующих двух типах отношений.

Два типа отношений в синекдохе

Это может быть часть вместо целого. Примеры синекдохи этого вида: "сто голов скота" (то есть сто животных), "десять штыков осталось в роте" (то есть бойцов), "одинокое красное пальто стоит на улице" (то есть женщина в нем).

Другой вариант - целое вместо части. Можно привести следующие примеры синекдохи подобного рода: "начальство пришло" (то есть один начальник), "на столе стоит еда" (не вся, а только какие-то отдельные блюда с едой).

К этому средству выразительности относится также использование слова, обозначающего вместо видового родовое понятие. Примеры синекдохи здесь можно привести следующие: "насекомое залетело" (а не "комар залетел"), "выстрелило орудие" (а не "выстрелила пушка").

Главный признак синекдохи

Главный признак интересующего нас средства выразительности - количественное соотношение. Именно оно отличает его от метонимии. Примеры метонимии и синекдохи следует различать. Соотношение, присутствующее в синекдохе, понимать буквально нельзя: имеются в виду не конкретные, точно измеряемые величины, а предметы и понятия (частное, более конкретное и более общее).

На чем основана выразительность синекдохи?

Основана выразительность синекдохи на том, что она как будто подчеркивает важность некоторой части предмета, называя ее, но подразумевая при этом целиком предмет. Может быть подчеркнута значимость как самого предмета, так и совокупности их, если весь предмет назван (или совокупность, род). Однако подразумевается лишь какая-то часть или единичный объект.

Общеязыковые и индивидуальные синекдохи

Используются в художественной речи как языковые, обычные синекдохи, так и созданные различными писателями и поэтами индивидуальные. Создавая их, авторы опираются чаще всего на традицию, существующую в литературе. Например, использование слова "парус" является вполне традиционной синекдохой для обозначения корабля или лодки. Примеры у Пушкина - "смиренный парус рыбарей", "иные парус напрягали". У Лермонтова - "белеет парус одинокий". Именно эта часть корабля, а не какая-то другая, вызывает множество различных образных ассоциаций.

примеры синекдохи из художественной литературы

Слова "лоб", "рука", "лицо", "рот", когда они служат для того, чтобы изобразить человека, - примеры синекдохи в русском языке, являющиеся общеупотребительными, общеязыковыми. Весьма распространена такая синекдоха, как "борода" (означающая бородатого человека, в основном используемая в обращении). А вот "усы" является индивидуальной. Ее можно найти, например, в романе "Два капитана" В. Каверина. В нем "усами" ученики называли учителя географии.

примеры метонимии и синекдохи

Синекдоха "звук" является общепоэтической в значении "слово". Например, у Грибоедова мы можем найти такую строчку: "Ни звука русского, ни русского лица". Еще один пример общеупотребительного тропа - "юбка" ("бегать за юбкой"). Как синекдохи индивидуальные воспринимаются множество других видов одежды, которые используются для обозначения человека в ней. Например, у Тургенева - "заговорила волчья шуба", у Ильфа и Петрова - "подозрительные брюки".

Когда появляются в произведениях индивидуальные синекдохи?

В произведениях индивидуальные синекдохи появляются тогда, когда требуется подчеркнуть те или иные стороны явлений или предметов для того, чтобы передать точнее их суть. Например, в романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина автор, говоря о своем пристрастии в юношеские годы к шампанскому аи, подобному "любовнице", "блестящей, ветреной, живой", а также в зрелые годы к "бордо благоразумному", имеет в виду две поры собственной жизни. Это молодость и зрелость. Так Александр Сергеевич продолжил в шутливой форме одну из главных тем своих размышлений - о том, как происходит смена возрастов у человека.

метафора метонимия синекдоха примеры

Другие примеры синекдохи в литературе

М.Ю. Лермонтов в стихотворении под названием "Прощай, немытая Россия" прощается с "мундирами голубыми", под которыми подразумеваются жандармы, политическая полиция, державшая всю Россию в страхе. Расширяется значение данной синекдохи: наиболее отвратительной и характерной чертой жизни нашей страны поэт считает доносительство, тайную слежку, которые поощряются этими жандармами, то есть "мундирами голубыми".

Часто использовал Н. А. Некрасов синекдоху "народ". Он подразумевал под ним русское крестьянство - важную для судьбы России большую часть народа. Это не нация, которая состоит из нескольких сословий. В изображении Некрасова народ - крестьянство. Он говорит о его тяжелой доле. Он "стонет... по полям, по дорогам".

примеры синекдохи

Николай Алексеевич взывает к народу ("Ты проснешься ль, исполненный сил?"). В другом произведении этого автора, "Кому на Руси жить хорошо", Некрасов изображает семерых мужиков, которые представляют в его поэме весь народ. Это развитие синекдохи, использованной в других стихотворениях этого автора ("народ" - крестьянство).

У Николая Васильевича Гоголя в "Мертвых душах" Чичиков так окликает человека, спрашивая, как добраться к Плюшкину: "Эй, борода!" Мужика писатель назвал бородой по одной детали внешности, характеризующей его. И сразу же перед нами возникает образ человека, имеющего густую растительность на лице. Это также пример синекдохи.

примеры синекдохи в русском языке

Если обратиться к зарубежным авторам, можно, например, заметить, что в сказке "Красная Шапочка" Шарля Перро главная героиня названа так из-за выделяющегося в ее наряде головного убора, который ей на день рождения подарила мама.

Примеры синекдохи из художественной литературы весьма многочисленны. Их можно найти в творчестве практически любого автора. Они делают речь ярче, выразительнее, помогают писателям и поэтам справиться с различными художественными задачами, стоящими перед ними.