Синекдоха - это... Примеры использования её в речи

Одним из самых известных стилистических литературных приемов является метафора. Этот троп предполагает использование для обозначения предметов (явлений) слова, которые прямо не относятся к нему, но имеют отдельные схожие черты. С метафорой связана метонимия и одна из ее разновидностей - синекдоха, определение которой будет дано в этой статье. Также будут приведены примеры синекдохи и ее предназначение.

Литературная математика

Слово "синекдоха" имеет греческие корни, которое буквально можно перевести как "соотношение", или более точно - "соотнесение". Существуют и другие варианты, как можно трактовать значение слова синекдоха: перенимание, соподразумевание или понятливость. Обобщая все трактовки этого греческого слова, синекдоху следует понимать как соотношение некоторых понятий.

Синекдоха — это стилистическая фигура, допускающая использование одних слов вместо других в переносном значении, базируясь на количественном отношении между ними. Так применяется название части вместо целого, единичного вместо множественного, а также частного вместо общего. Применение количественных соотношений является главным и определяющим признаком синекдохи, который отличает ее от родственного тропа — метонимии.

значение слова синекдоха

Проще говоря, использование меньшего вместо большего, когда это меньшее является частью этого большего. Эти соотношения применяются как в одну, так и другую сторону. Такая литературная математика дает возможность писателю или поэту в более сжатых и четких фразах передать глубокие понятия, сложные для описания. Примеры синекдохи из художественной литературы помогут лучше понять принципы этого стилистического инструмента.

Оставить яркий след

Тропы, частным примером которых является синекдоха, используются для усиления выразительности речи и передачи образа. Тропы весьма часто используются не только в литературной речи, но и в повседневной. Синекдоха - один из наиболее часто встречающихся тропов, которые используются в поэзии, литературе и публичной речи. Цель этого стилистического приема - краткость и выразительность освещаемого образа, чтобы у слушателя (читателя) осталась яркая картинка сказанного. Этот яркий след поможет мысленно вернуться к этой теме и вспомнить ключевые детали. С помощью синекдохи можно в нескольких словах передать основную суть глубокого послания.

синекдоха это

Типы синекдохи

Как уже описывалось ранее, синекдоха подразумевает употребление части (единственного) вместо целого (множественного), или в противоположную сторону - целого вместо части. По признакам этой "подмены" можно определить, к какому типу принадлежит синекдоха. Примеры таких соотношений:

  1. Единственное число вместо множественного: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов, «Бородино»). Использовано слово в единственном числе «француз» вместо множественного «французы».
  2. Множественное число вместо единственного: «мы люди негордые». Часто такую фразу использует человек, имея в виду себя, то есть одного человека.
  3. Часть вместо целого: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтов, «Парус»). Использовано слово «парус», обозначающее часть лодки.
  4. Целое вместо части: «Начальство пришло». Имеется в виду всего один начальник, для усиления использовано обобщающее «начальство».
  5. Родовое вместо видового названия: «Это животное предпочитает укромные места». Использовано обобщенное родовое понятие «животное» вместо названия конкретного вида.
  6. Видовое вместо родового: «Мне это обойдется в копеечку», где использовано видовое название «копеечка» вместо обобщенного слова «деньги».

типы синекдохи

Тип соотношений в синекдохе называют сужением или обобщением, в зависимости от направления замены.

Примеры синекдохи

Чаще всего синекдоха используется именно в поэзии, поскольку тут как нигде нужна краткость и меткая образность. Задача поэта - передать свой взгляд на вещи красиво, увлекая этим читателя в мир поэтической строки.

примеры синекдохи из художественной

Больше всего примеров этого приема мы можем найти в собраниях любимых поэтов, сказках, пословицах и подобных источниках. Да и повседневная речь часто использует такой троп, как синекдоха. Примеры синекдохи:

  • Из произведений: "Всё спит — и человек, и зверь, и птица" (Н. В. Гоголь), "Ну что ж, садись, светило" (В. В. Маяковский).
  • Из известных песен: "Под крышей дома моего", "Эти глаза напротив".
  • Из спортивных комментариев: "Первой на финиш пришла Россия", "Китай взял три золотые медали".
  • Из рекламных лозунгов: "Победа над микробом в вашем доме".
  • Из сказок: "Красная Шапочка", "Синяя Борода".
  • Из пословиц: "От дурной головы и ногам покоя нет".
  • Из часто встречающихся выражений: "Идем на судака", "Где не ступала нога человека", "Ни одного знакомого лица".

Попадание в цель

Упоминание частного вместо целого подобно точному выстрелу с попаданием в цель. Та, фраза «начальство не учитывает мнение простого рабочего» дает слушателю яркий образ конкретного человека, интересы которого ущемлены. Здесь названа единица (рабочий) вместо множественного (рабочие). Такая формулировка затрагивает эмоциональную часть, поэтому, кроме поэзии, этот троп активно используют в политической агитации и рекламных лозунгах. Синекдоха помогает достигать целевой аудитории, захватывать ее воображение и внимание точными образами, что является первоочередной задачей любого лозунга.

синекдоха это

Части тела как стилистический прием

Синекдоха — это способ подчеркнуть какую-либо конкретную часть вместо целого, придавая ей большей важности. Наиболее часто используется такая связка – часть тела (глаза, руки, лицо, голова) вместо употребления слова "человек" или "люди". Например, "золотая голова", "уносить ноги".

синекдоха примеры

И наоборот, можно подчеркнуть более обобщенный предмет, например, «Россия победила со счетом…», где усиливающий патриотичность послания прием состоит в использовании слова «Россия» вместо «футбольная команда России».

Незаметный гений синекдохи

Синекдоха — это прекрасный способ разнообразить речь, избегать тавтологий и сделать объект доступным для мысли. Одной только синекдохи недостаточно для того, чтобы сделать речь искрометной и захватывающей, но ее роль нельзя недооценивать. И тем не менее синекдоха бывает настолько незаметна, что порой в произведениях, которые полны этих переносных слов, ее трудно заметить. Однако не только эта черта делает ее ценной, но и достигаемый эффект.

Известное выражение "не хлебом единым жив человек" содержит два примера синекдохи разных типов. Так, использовано слово "хлебом" вместо обобщающего слова "еда" или "пища", а также слово "человек" - в единственном числе вместо множественного "люди". Это переносное послание очень понятно доносит смысл сказанного, при этом делая его выразительным и метким. Немаловажен и тот факт, что довольно емкий смысл послания удается вложить в несколько слов. Поэтому синекдоха — это поистине гений литературной строки.