Канон - это молитва. Канон как гимнографический жанр в православной традиции

Канон - это очень многоплановое понятие в православии. С греческого языка его можно перевести как «правило» или «закон». В первую очередь, оно относится, конечно же, к области церковного права, обозначая постановления Вселенских или Поместных Соборов, а также ряд других нормативных определений. Но это еще не все.

Каноны в православии

Также этим термином зачастую называют устоявшиеся и освященные временем те или иные традиции православной веры и культуры. Например, существует иконописный канон. Это свод правил, хотя и нигде не прописанных и не утвержденных ничьим авторитетом, о том, как следует писать православную икону. Таким же образом можно говорить о канонах, применительно к архитектурной, библейской или, к примеру, песенной традициям.

Но существует и более важное, в силу своего частого употребления, определение данного термина. Согласно ему, канон - это особая форма богослужебного текста.

Канон как формат молитвословия

канон это

Богослужебный канон представляет собой молитву, довольно пространную и обширную, строящуюся по строго определенной схеме. Заключается этот план в своеобразном делении канона. Согласно ему, весь текст дробится на девять так называемых песней. Связано это с тем, что каноны по изначальной греческой традиции в храмах непременно пели. В принципе, богослужебный устав православной церкви и сейчас предписывает петь эти молитвы, однако давно уже сложившаяся практика чтения вытеснила эту раннюю традицию. Единственное исключение составляет канон, посвященный Воскресению Христову, который поется во время Пасхального богослужения. Но это, скорее, потому, что данная служба вообще не предполагает чтений – ради торжественности и праздничности предписывается петь все ее части.

Итак, канон - это девять песней. Каждая песнь при этом делится на несколько так называемых тропарей – коротких молитвенных обращений. По уставу, в каждой песне должно быть шестнадцать тропарей. Но по факту их может быть и значительно меньше, чаще всего четыре или шесть. Поэтому, для того чтобы выполнить букву устава, их приходится повторять. Важно при этом то, что к кому бы ни был обращен канон, заключительный тропарь каждой песни всегда посвящен Богородице.

Первая песнь предваряется коротким песнопением, называемым «ирмос». Последний обычно поется. Всего существует несколько типов ирмосов – это стандартные тексты, которые дублируются в разных канонах по особой системе.

Далее каждому тропарю по уставу предшествует определенный стих из Священного Писания. Они также стандартны и называются Библейскими песнями. Но их на сегодняшний день употребляют только во время Великого поста. В остальное же время библейские песни заменяют более короткими воззваниями к тому, кому обращена молитва. Например, покаянный канон содержит следующее воззвание: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Два последних тропаря предваряются не воззваниями, а «Славой» и «И ныне». Это стандартное обозначение формул: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Также надо учесть, что, хотя формально песней в каноне девять, второй для большинства из них не существует, а после первой сразу идет третья. Так что по факту песней чаще всего восемь.

Есть также постный вариант канонов, состоящих из трех песней. Но их не читают сами по себе, так как на богослужениях каноны совмещают друг с другом. В итоге песней всегда получается восемь или девять.

великий канон

История канона как гимнографического жанра

Появились такого рода каноны в Византии около VII века и достаточно быстро распространились, вытеснив собою еще более пространный жанр кондака. Изначально каноны состояли из переплетения девяти гимнов, заимствованных из Священного Писания, с христианскими молитвословиями. Однако постепенно последние стали преобладать, а библейские песни – сокращаться, пока их вовсе не вытеснили в литургической практике краткие стихи-воззвания.

канон покаянный андрея

Евхаристический канон

Евхаристический канон - это важнейшая литургическая последовательность молитвословий. Вообще-то она не имеет никакого отношения к гимнографическому жанру, о котором шла речь выше, но тем не менее называется тем же термином.

По сути, евхаристический канон - это ряд важнейших молитв литургии, связанных общей структурой, темой и предназначением. Эта последовательность вербально оформляет совершение таинства евхаристии – претворения хлеба и вина в плоть и кровь Христа.

покаянный канон

Канон покаянный Андрея Критского

Если вернуться к основному богослужебному формату канона, то нельзя не вспомнить и еще об одном шедевре. Речь идет о произведении, написанном преподобным Андреем Критским, которое имеет название «Великий канон». По своей структуре он подчиняется стандартному порядку, но при этом содержит гораздо больше тропарей для каждой песни – порядка тридцати.

В Богослужении Великий канон употребляется только дважды в год. Один раз его читают полностью и один раз делят на четыре части, которые последовательно прочитывают за четыре дня. Оба этих раза выпадают на время Великого поста.