Закон стоимости и его функции. Закон стоимости Маркса: формулировка и суть

0
0

Потребительские свойства продукции определяются качеством того труда, который был использован для ее изготовления. Работа, выполняемая для производства данного вида товара, является конкретной. Труд человека в целом, который необходим для изготовления любой продукции, является абстрактным. Именно он формирует стоимость товара.

закон стоимости

Общее понятие труда

Работа по производству товаров может быть квалифицированной (сложной) или неквалифицированной (простой). В последнем случае не требуется особенных знаний. Любая сложная работа является умноженной простой деятельностью. В качестве естественной меры труда выступает время.

Основные элементы

Стоимость формируется не просто трудом, а общественной работой. Другими словами, ее величина измеряется не личными трудовыми затратами какого-либо производителя, а общественно необходимыми. По определению Маркса, общее рабочее время представляет собой период, который необходим для изготовления той или иной стоимости в нормальных производственных условиях при средних для данного общества навыках и интенсивности деятельности. Типичными (общественно нормальными) считаются такие обстоятельства, при которых выпускается большая часть продукции определенного вида.

закон стоимости и его функции

На рынке индивидуальные затраты труда не признаются. Одинаковые потребительские свойства будут стоить одинаково на уровне затрат, считающихся общественно необходимыми, в данных условиях – средними. В качестве единицы рабочего времени выступает час труда, который совершается при типичных обстоятельствах. Величина стоимости, таким образом, определяется периодом, общественно необходимым для выпуска данной продукции. Чем более производительным будет труд, тем большую цену он создаст.

Закон стоимости Маркса

Его влияние и сила достаточно действенны. Стоимость представляет собой не природное, а общественное свойство объектов. В ней выражено отношение производителей товаров, опосредованное через те или иные вещи. Примеры его влияния и последствия распространяются не только на сферу экономики, но и на социальную жизнь. В соответствии с законом стоимости, у каждого производителя товара формируются индивидуальные затраты труда и ресурсов. Соответственно, образуется определенная цена. Однако на рынке, как выше было сказано, индивидуальные категории не признаются. Закон стоимости обладает объективным характером. Тем не менее, это свойство нельзя рассматривать в том плане, что никакие внешние обстоятельства не могут повлиять на рыночную цену.

закон стоимости маркса

Содержание

Закон стоимости касается цен. Они выступают в качестве внешних форм проявления рыночных отношений между субъектами рынка. Закон стоимости совместно с внутриотраслевой конкуренцией образует отраслевые уровни цен на торговых площадках, с которыми индивидуальные могут не совпадать. В связи с последним, производители товаров водном сегменте получают различные по величине прибыли. Это в свою очередь приводит к переливу капитала и образованию производственных цен. Они обуславливают получение равного дохода на равный капитал. В этом, собственно, выражен закон стоимости. Формулировка его следующая: сумма производственных цен в общественном масштабе равняется сумме стоимостей. Перераспределение вследствие перелива капитала выражает учет затрат. Тем не менее, общий уровень производственных цен и его колебания в итоге предопределены рыночной стоимостью, изменением общественно необходимых затрат труда.

в соответствии с законом стоимости

Таким образом, можно сделать вывод: суть закона в том, что в процессе товарного производства основу пропорций обмениваемой продукции предопределяет рыночная стоимость. Ее величину, в свою очередь, формируют необходимые трудовые затраты.

Закон стоимости и его функции

Данная теория имеет глубокий практический смысл. Тем не менее, закон стоимости и его функции абсолютизировать нельзя. Это обусловлено некоторой ограниченностью его роли в рыночной системе. К основным функциям закона относят:

  • Учет общественного труда посредством формирования необходимых затрат.
  • Обеспечение распределения работы между разными производственными сферами. Через механизм изменения цен на рынке вокруг стоимости начинаются перемещения и перелив факторов из одних отраслей в другие. В результате регулируется соотношение выпуска разной продукции.
  • Стимулирование понижения затрат. Если индивидуальные расходы труда выше общественно необходимых, то производитель будет вынужден уменьшить их величину, чтобы не разориться. Предприниматели стараются выпускать продукцию с минимальными затратами. При данных ценах это дает несколько экономических преимуществ. В частности, ускоряется сбыт, повышается доходность предприятия.
  • Распределение и перераспределение между регионами и предприятиями общественного продукта.
  • Дифференциацию производителей. Предприниматели имеют разные индивидуальные трудовые затраты. В выгодном положении оказываются те производители, у которых они ниже, чем общественно необходимые, так же как и наоборот. Производители, у которых индивидуальные затраты выше общественно необходимых, не могут возместить их. Такие предприниматели часто подвергаются разорению.

закон стоимости формулировка

Выводы

Закон стоимости довольно убедительно отражает экономические мотивации поведения производителя продукции. Однако вместе с этим, используя его, достаточно сложно, а в некоторых случаях и невозможно объяснить поведение других субъектов отношений в рыночной сфере – потребителей, покупателей. Производители стремятся продать свою продукцию по таким ценам, чтобы возместить свои затраты. Таким образом, логика действий предпринимателя подчинена закону стоимости. В другом положении находится потребитель. Его, как правило, не интересуют расходы производителя. Экономический интерес потребителей в том, чтобы товар высокого качества продавался по низкой цене. Его поведение требованиями, которые предусматривает закон стоимости, объяснить нельзя. В этом случае необходима другая теория – спроса и предложения.