Как правильно классифицировать методы исследования в курсовой работе

Метод исследования включает в себя один или несколько способов достижения цели исследования и получения новых знаний. Методы исследования в курсовой работе необходимы для систематизации и актуализации проделанной работы.

В зависимости от вида деятельности, академической направленности курсовой или дипломной работы, принадлежности к определенному предмету изучения и множества других факторов, классификация используемых методов может разительно отличаться.

Методология – сложная наука, целью которой не является определение четкой классификации и выделение нескольких наиболее важных методов исследования. Система всевозможных способов, вариаций и принципов достижения поставленных целей и извлечения новых знаний слишком сложна и сама является предметом постоянного изучения.

методы исследования в курсовой работе

Чтобы облегчить и упорядочить систему существующих методов исследования, различные школы выбирают ту или иную классификацию.

Традиционное разделение советской школы

Наследием советской школы является классификация методов исследования согласно уровню познания. Это не самая простая и удобная классификация из ныне существующих, однако она не только помогает выбрать и описать применяемые в исследовании методы, но и точно определяет структуру работы и систему научного подхода к получению новых знаний.

Существует два уровня познания – эмпирический и теоретический. Эти два уровня дополняют и компенсируют друг друга, соответственно, и классифицируемые методы не должны выделяться и противопоставляться друг другу. Очень часто собранные во время исследования данные способны обрести форму новых знаний только путем комбинирования эмпирических и теоретических методов.

Эмпирические методы

Эмпирический уровень тесно связан с непосредственным практическим взаимодействием с изучаемым объектом, явлением, феноменом. Эмпирические методы исследования в курсовой работе идеально подходят для этапа накопления информации и сбора данных. Основными исключительно эмпирическими методами являются:

  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • измерение.

Дополнениями и вариациями основной тройки могут быть такие методы, как:

  • анкетирование и опрос;
  • интервью и собеседование;
  • описание и сравнение;
  • тестирование и подсчет.

Теоретические методы

Теоретический уровень является более абстрактным и оттого считается более развитой частью познания. Теоретические методы исследования в курсовой работе выявляют правила, основоположения, аксиомы, теории и законы. Основными методами теоретического уровня являются:

  • абстрагирование;
  • формализация;
  • идеализация.

Для установления связей, зависимостей и закономерностей, а также изучения различных сторон явления или объекта можно использовать такие теоретические методы, как:

  • индукция и дедукция;
  • гипотетика и аксиоматика;
  • логика и систематика.

методы исследования курсовой работы пример

Существует ряд методов, которые сочетают в себе характеристики как эмпирического, так и теоретического познания; они называются комбинированными либо экспериментально-теоретическими. К ним относятся:

  • моделирование;
  • этнографический метод;
  • исторический метод;
  • анализ, синтез и обобщение.

Использование этих методов позволяет создать теоретическую основу, используя эмпирические данные.

Западная классификация

Более поздняя классификация методов исследования на качественные и количественные обрела популярность в середине ХХ века и совершенно окрепла в западных академических кругах.

Разделение на качественные и количественные способствует более упрощенной систематизации существующих методов и одновременно повышает связанность и взаимозависимость методов, используемых в исследовании.

методы исследования темы

Использование этой системы разделения методов повысит уникальность и актуальность, которые несет в себе каждая дипломная или курсовая работа. Методы педагогического исследования, а также исследования в области социологии, маркетинга, политологии и экономики все чаще классифицируются на основании разделения на качественные и количественные.

Методы исследования согласно западной классификации

Эта классификация увеличивает гибкость всей системы существующих методов, позволяя комбинировать различные способы и даже создавать новые методы. Основными требованиями принадлежности к категории количественных методов являются измерение и квантификация параметров исследования, в то время как качественные методы характеризуются потребностью смысловой интерпретации существующих или собранных данных.

Качественные методы ориентированы на объяснение, выяснение причин и другие качественные характеристики исследуемых объектов или явлений. Они обладают особой ценностью в социологии как методы исследования курсовой работы. Пример использования качественных методов – ответ на вопрос о том, почему заядлые курильщики не бросают курить, несмотря на статистические данные о вреде никотина. К данным методам относятся:

  • исследования (исторические, этнографические, социальные, прецедентные);
  • эксперименты (фокус-группы, ролевые игры, симуляции);
  • наблюдения;
  • интервью.

Количественные методы исследования в курсовой работе ориентированы на получение статистических и других численных данных, к ним относятся:

  • опрос, анкетирование, интервью;
  • тестирование;
  • лабораторный эксперимент;
  • численный анализ;
  • моделирование.

курсовая работа методы педагогического исследования

Благодаря простому и четкому дифференцированию возникает меньше сложностей с выбором и мотивацией. Описывая в работе используемые методы исследования, темы, основные задачи и вопросы, важно четко осознавать концептуальные рамки научной работы.

Важно помнить, что многие работы: и курсовые, и дипломные - могут и должны сочетать и комбинировать различные методы. Каждый отдельный метод предоставляет способ достижения новых знаний, каждый из них по-своему важен, и ни один сам по себе не способен дать полную картину исследования.