Обобщенно-личное предложение. Примеры предложений из литературы

В русском языке отдельное место занимают односоставные предложения. Обобщенно-личные также относятся к этой категории. В своей основе они имеют глагол, с помощью которого совершается действие, касаемые каждого, а не только лишь отдельного лица.

Односоставные предложения

В русском языке односоставными называются предложения, в которых присутствует лишь 1 главный член, при этом весь смысл сохраняется и передается без потерь. В отличие от неполных, эти предложения могут быть понятны и вне текста.

Односоставные предложения могут содержать в своей основе подлежащее или сказуемое. При этом выделяют:

  • определённо-, неопределённо-, обобщённо-личные и безличные предложения, если главный член предложения – сказуемое;
  • назывные, имеющие в своей основе главным подлежащее.

Сказуемое

К главным членам предложения относится сказуемое, которое обозначает действие или признак подлежащего. Чаще всего оно представлено глаголом в каком-то наклонении и может иметь форму простую и составную.

В обобщенно-личных конструкциях чаще всего применяется глагол-сказуемое второго лица единственного или множественного числа в настоящем или будущем времени, а также в третьем лице множественного числа. К примеру, «снявши голову, по волосам не плачут».

Также это могут быть глаголы в повелительном наклонении второго лица множественного («не ищите счастья») и единственного числа («позвони и получи приз»).

глагол сказуемое

Обобщенно-личные предложения

Совершенно обособленное место в русской грамматике занимает обобщенно-личное предложение. Его главная функция – передача смысла без привязки к определенному лицу. Чаще всего такой тип предложений используется в пословицах и поговорках, например, «любишь кататься, люби и саночки возить». В данном предложении не имеется в виду кто-то конкретный, но так говорят какому-либо человеку, который любит удовольствия, но не хочет за них платить.

обобщенно личное предложение

При этом встречаются варианты, в которых обобщенно-личное предложение принимает форму определенно-личного, например, «сердцу не прикажешь». В данном примере глагол второго лица относится к определенному существительному, но при этом не указывает на конкретное лицо, которому принадлежит сердце.

Характеристика обобщенно-личных предложений

Обобщенно-личным является предложение, которое может быть при этом также определенно- или неопределенно-личным, то есть обозначать действие или состояние некоторого лица. К этой категории относятся следующие.

  1. Предложения, характеризующие определенные предметы - «добро на худо не меняют». В данном случае речь идет о двух категориях, которые противоположны друг другу, но при этом обезличенный глагол третьего лица во множественном числе ни на кого конкретного не указывает.
  2. Предложения, характеризующие жизненные ситуации, например, «слезами горю не поможешь».предложения примеры
  3. Обобщенно-личное предложение с глаголом в первом лице, чаще всего повелительного наклонения - «готовь сани летом, а зимой телегу». В данном случае как бы есть указание на лицо, но это так же обобщение без определенности.

В литературе применим прием, когда конкретное лицо говорит, обобщая смысл. Образуется так называемое обобщенно-личное предложение с действием от лица говорящего. Например, герой утверждает что-то не от первого лица, а применяет глагол во втором лице – «выходишь на улицу ночью, повсюду горят фонари».

Повелительные глаголы

Учитывая, что обобщенно-личное предложение в русской грамматике стоит обособленно, в правиле есть своя категория примеров, которые выделяются среди себе подобных. Это фразы, в которых используют глаголы в повелительном наклонении.

Повелительное наклонение – это призыв, который имеет свою направленность, но при этом не указывает на кого-то конкретного. При этом семантика предложения (примеры это подтверждают) может нести различные смысловые оттенки.

  1. Пожелания, советы, просьбы, которые обращены к людям в общем, например, «береги честь смолоду, а платье снову». В данном примере повеление звучит к первому лицу, но касается каждого, кто его слышит.
  2. Указание на возможность происходящего действия или его невозможность. Этот тип призывов часто применяют в рекламах – «приди и получи скидку».односоставные предложения обобщенно личные
  3. Оценочное действие применяется для усиления сказанного, например, «не судите, да не судимы будете». В данном предложении дается конкретное сравнение, оценка в действиях и объяснение: чтобы избежать чужого суждения, не занимайтесь этим сами.

Смысловые оттенки обезличенных предложений многообразны и применимы в разных сферах жизни.

Специальные контексты обобщенно-личных конструкций

К еще одной обособленной категории относятся предложения, примеры которых связаны с определенными значениями.

  1. Обозначение вне времени говорит о постоянстве сказанного, например, «будем вечно помнить». Нет конкретики, кто, когда и сколько будет совершать данное действие.обобщенно личным является предложение
  2. Односоставные предложения с отрицанием передают значение невозможности осуществления действия, например, «по виду не скажешь».
  3. Передача действий, которые имели место в прошлом, выраженным глагольной частицей «бывало», например, «бывало и хуже». Эта фраза указывает на то, что в прошлом были события худшего вида, чем на сегодняшний день.
  4. Обозначение действия говорящего с позиции отстранения – «заглянешь в душу, а там пустота». Этот прием часто используют авторы в своих работах. Обобщенно-личное отстранение передает действия героя, как нечто, что делают многие люди: «придешь домой, там ты сидишь».

Этот тип предложений литераторы применяют для описаний протекания или проявления действия («идешь вдоль опушки»), в публицистике («читаешь и понимаешь сказанное автором»), в научных работах («различают разные подвиды»), в художественной литературе и фольклоре («тише едешь, дальше будешь»).

В разговорной речи повсеместно встречаются применения обобщенно-личных конструкций. Они прочно вошли в жизнь в составе рекламы, статей, очерков, поговорок и пословиц, несмотря на то что это обособленная группа предложений в русской грамматике.

Особенно популярны эти виды предложений в интернет-проектах и соцсетях. Постоянные призывы подписаться, зарегистрироваться и получить что-либо взамен – это способ привлечения людей в свой бизнес или в друзья.