Асинхронный электродвигатель: конструкция и принцип работы

0
0

Наверняка все знают, что такое асинхронный электродвигатель. А кто-то даже может назвать области его применения. Стоит заметить, что именно эта электрическая машина на данный момент наиболее распространена в промышленности. Около 96% всех электродвигателей, которые применяются на фабриках и заводах, именно асинхронные. Причин для этого несколько, но среди основных – это то, что у них простая конструкция, их ремонт выполнить легко, а также у них высокий КПД. Но есть и недостаток – необходимо запитывать от трехфазной сети. Правда, на заводах это не является проблемой.

Конструкция асинхронного двигателя

асинхронный электродвигатель

Основа – это статор, который изготовлен из множества тонких пластин из специального сорта стали. Эти пластины все одинаковы и собраны таким образом, что все прорези совпадают. Благодаря этому можно провести намотку провода, который при работе генерирует магнитное поле. О том, какие требования предъявляются к обмотке, будет рассказано ниже. По обе стороны статора располагаются крышки. Выполнены они могут быть из различного металла – как из алюминия, так и из черного. Зависит все от конкретной модели электродвигателя.

Все без исключения асинхронники имеют в крышках подшипники. Они обеспечивают беспрепятственное вращение ротора. А вот о последнем стоит рассказать более детально, так как он является ключевой особенностью электродвигателя. Ротор в асинхронных машинах короткозамкнутый. Если проще сказать, то в нем имеется несколько витков очень толстого провода, концы которого соединены. Этот принцип позволяет магнитному полю, создаваемому статором, начать вращение ротора. Явление такое замечено было довольно давно – первый асинхронный электродвигатель был изготовлен в середине 19 столетия.

Статорная обмотка двигателя

электродвигатель асинхронный трехфазный

Она служит для создания магнитного поля. По сути, статор имеет три обмотки – по числу фаз питающей сети. Наибольшее распространение имеет электродвигатель асинхронный трехфазный, так как его параметры идеально подходят для любого привода. Недостаток обмотки – она может выйти из строя, а говоря простым языком, сгореть. Правда, происходит это при перегреве либо превышении допустимой нагрузки на валу. Чтобы избежать превышения температуры, нужно следить за тем, чтобы на задней части устанавливалась крыльчатка, которая позволяет осуществлять обдув воздухом.

Поверх нее обязательно монтируется защитный кожух, который предотвратит попадание посторонних предметов, а также обезопасит пользование двигателем. Осуществляется проверка обмоток статора при помощи прибора, называемого мегомметр. Он позволяет проверить обмотку на наличие обрыва и короткого замыкания. Но если его нет в наличии, то вполне реально применить простой тестер. Зная эталонные характеристики асинхронных электродвигателей, а именно сопротивление обмоток, можно определить неисправность. Да и пользоваться электронным тестером намного безопаснее.

Способы включения электродвигателя в сеть

электродвигатель асинхронный трехфазный характеристики

Если электрическая машина подключается к сети, то допускается соединять обмотки в две схемы – в звезду и треугольник. У каждой из них имеются свои особенности. Чтобы асинхронный электродвигатель работал в нормальном режиме при питании от трехфазного напряжения 380 Вольт, необходимо использовать подключение звездой. Схема треугольник используется намного реже, она необходима для подключения электродвигателей к некоторым моделям частотных преобразователей, а также при питании от 220 Вольт. При соединении звездой необходимо установить перемычки так, чтобы они располагались параллельно оси ротора.

Для соединения треугольником нужно, чтобы перемычки были перпендикулярно расположены к этой оси. Для наглядности посмотрите на схему соединения. Кроме того, чтобы асинхронный электродвигатель безопасно использовать, нужно применять защиту – автоматические выключатели. Их нужно выбирать, исходя из мощности двигателя. Причем необходимо учитывать ток запуска. Для управления двигателем используются магнитные пускатели. Они позволяют осуществить подключение двух кнопок – запуска и остановки. Более сложная конструкция из двух пускателей поможет сделать реверс движения (сменить порядок подключения фаз к обмоткам).

Характеристики асинхронников

характеристики асинхронных электродвигателей

Все данные электрического двигателя наносятся на планку, которая крепится к корпусу статора. На ней указывается не только модель и эмблема производителя, но и частота вращения, потребляемый ток, напряжение питания, а иногда и схема включения. Следовательно, не возникнет проблем с тем, как установить и подключить электродвигатель асинхронный трехфазный. Характеристики его все известны, осталось только сопоставить с реальной нагрузкой. Нужно внимательно следить за тем, чтобы мощность двигателя была сопоставима с той, которая необходима для работы конкретного механизма.

В противном случае выход из строя обмоток неизбежен. К счастью, данная процедура занимает немного времени (при условии наличия всех инструментов и приспособлений). Но нужно использовать медный провод, сечение которого точно такое же, какое было ранее. Для проверки того, как работает электродвигатель на механизме, нужно воспользоваться измерительными клещами. С их помощью вы можете увидеть, какой ток потребляет каждая фаза. Значение у всех трех должно быть практически равным. Если это не так, то обмотка вышла из строя.

Стоит ли использовать ПЧ?

Можно дать однозначный ответ – не просто стоит, а необходимо использовать преобразователи частоты, ведь с его помощью сможет работать в идеальном режиме электродвигатель асинхронный трехфазный. Характеристики частотника только следует подбирать, исходя из мощности мотора. Если двигатель имеет мощность 0,75 кВт, то ПЧ должен обеспечивать работу с запасом – установите лучше 1,5 кВт, надежность будет выше.

Правда, стоимость такого прибора значительно больше. При помощи преобразователей частоты можно изменять множество параметров привода, плюс ко всему, он является дополнительной защитой. Даже использовать в однофазной сети получится асинхронный двигатель. Существуют модели ПЧ, которые включаются в такую сеть, но на выходе у них три фазы, которые необходимы для работы двигателя.