ДНК: расшифровка, история, состав, значение

Совсем недавно в микробиологии и генетике произошел существенный прорыв, повлиявший на науку. Почти полностью раскодировали структуру ДНК. Расшифровка информации анализировалась, разрабатывались и вводились новые методы раскодировки молекулы, а знания стали эффективно применять на практике. В статье приводится общая информация о ДНК.

днк расшифровка

История

Нуклеиновые кислоты начали изучать в девятнадцатом веке. Фридрих Мишер в 1868 году впервые выделил из клеток нуклеин, который позже получил название дезоксирибонуклеиновой кислоты — ДНК. Однако в то время к открытию отнеслись довольно скептически и молекуле не придавалось особого значения. Лишь в середине двадцатого века благодаря опытам на мышах О.Эвери и Ф.Гриффита произошел коренной переворот. При изучении трансформации бактерий выяснилось, что за этот процесс отвечала молекула ДНК.

Позже Р.Франклин случайно использовала рентгеновское излучение для исследования структуры кристаллов, благодаря чему удалось сделать фотографию ДНК. На основании этого в 1953 году был сформулирован принцип саморепликации, а также воспроизводства жизни на Земле.

ДНК — состав

днк состав

ДНК состоит из дезоксирибонуклеиновых и рибонуклеиновых кислот. Биополимеры состоят, в свою очередь, из мономеров, или нуклеотидов, содержащих три компонента, прочно соединенных между собой химическими связями.

Нуклеотиды ДНК содержат присоединенный к молекуле пятиуглеродный сахар из азотистого основания (аденина, гуанина, цитозина, тимина) с одной стороны и остатка фосфорной кислоты — с другой. Они соединены в длинные цепи.

В структуру ДНК входят две нити, соединяющиеся водородными связями. Они получили название двойной спирали. Такая структура имеется только в молекуле ДНК. В ней против одного основания азота в одной цепи лежит определенное основание в другой. Такие пары называются комплементарными, то есть дополняющими друг друга.

днк формула

Геном человека

Огромное количество информации содержится всего в одной молекуле ДНК. Формула ее представляет собой строчку из заглавных букв названия пептидов. Это генетический код, то есть последовательность нуклеотидов, присущая определенному человеку.

Геном людей был открыт в 2001 году. Но полную картину представили миру лишь в 2007 году. Проект, начавшийся в 1990 году, затрагивал социальные, этические и даже моральные аспекты жизни человека. К 2003 году код был расшифрован на 99,99%. Поэтому и сегодня еще имеется неполная ясность процесса. Но ученые считают эту долю процента несущественным минусом.

днк расшифровка

Значение открытия

За наследственность отвечает ДНК. Расшифровка дает возможность изучения развития и жизни любого земного организма, и вмешательство врачей сегодня может немного изменить заложенные в молекуле процессы.

При наличии кода ДНК расшифровка его позволит врачу определить различные болезни, которые могут возникнуть у человека, прогнозировать их течение и подбирать лекарственные средства.

И по сей день еще не произошло полного понимания того, что значит раскодирование молекулы. Благодаря этому, например, стало известно, что неандертальцы умели разговаривать и не болели шизофренией и синдромом Дауна.

Молекулы ДНК у людей фактически одинаковы. Замена азотистых оснований в них может привести к мутациям и болезням. Хотя иногда наблюдается лишь предрасположенность к ним, и если человек не будет подвержен вредным привычкам, он сможет избежать их появления.

Медики знают уже пять тысяч заболеваний (многие из которых приводят к инвалидности), которые передаются посредством ДНК. Расшифровка молекулы позволит предупредить людей о предрасположенности. Тогда человек будет предпринимать профилактические меры, чтобы болезнь не развивалась. Так как генотип человека с возрастом не изменяется, достаточно один раз сдать анализы.

Технологии сегодня помогают выявить способности человека вплоть до вычисления оптимальных физических нагрузок, эффективного наращивания мышц и быстрого сброса лишних килограммов.

Изучение ДНК развивает уровень микробиологии, которая занимается вирусами, грибами и бактериями, вызывающими инфекции у человека. Благодаря этому такие отрасли, как биофармацевтика, пищевое, косметическое производство, экологический мониторинг и другие получают новый толчок для своего развития.