Распределитель зажигания и его установка

0
0

В данной статье вы узнаете, что такое распределитель зажигания и для чего он нужен в автомобиле. Он необходим для того, чтобы произвести прерывание электрического тока в цепи, по которой протекает низкое напряжение на катушку зажигания. Также он необходим для того, чтобы распределить уже увеличенное напряжение на свечи зажигания по бронепроводам.

Основные сведения о распределителе

распределитель зажигания

На первых автомобилях семейства ВАЗ использовались распределители зажигания, в которых устанавливался центробежный регулятор, совмещенный с октан-корректором. Последний позволяет изменять угол опережения зажигания. В 80-е годы начали применяться распределители другого типа, в которых опережение зажигания производится при помощи вакуумного регулятора. Никакого октан-корректора не использовалось с тех пор.

Находится распределитель, или, как его еще называют, – трамблёр, слева впереди, в подкапотном пространстве. Вращение на него передается при помощи специальной шестерни винтового типа. В ней находится отверстие со шлицами, в которое вставляется хвостовик трамблёра. Стоит также отметить, что распределитель зажигания ВАЗ бывает двух типов – контактный и бесконтактный (с датчиком Холла).

Конструкция трамблера

распределитель зажигания ваз

Корпус устройства цельнометаллический из сплава алюминия. В нём имеется втулка из металлокерамики, с помощью которой происходит вращение валика. К этой втулке подходит смазка через специальный войлочный фитиль. Можно выделить несколько основных элементов трамблера.

Во-первых, это непосредственно прерыватель, о котором более детально будет рассказано немного позже. Во-вторых, это регулятор угла опережения центробежного типа. В-третьих, это непосредственно распределитель, который раскидывает импульсы высокого напряжения.

Контактная группа

Давайте рассмотрим контактный прерыватель. В нём имеется кулачок, на котором находится четыре одинаковых выступа. А также стойка с контактами. С ее помощью происходит размыкание контактной группы. Время от времени необходимо смазывать этот кулачок, нанося на войлок масло.

Оснащен датчик-распределитель зажигания стойкой, к которой при помощи заклепок закреплена ось. На ней имеется текстолитовая втулка, на которой смонтирован небольшой рычажок. На последнем располагается подвижный контакт, который прижат пружиной к неподвижному. Также имеется колодка из текстолита, она соприкасается с выступающими частями прерывателя.

Прерыватель

датчик распределитель зажигания

Электрический ток идет через провод и пружину. Стойка трамблера закрепляется при помощи двух винтов на пластине. При этом последняя поворачивается вокруг своей оси, это делать необходимо во время регулировки зазора контактов прерывателя. Пластина, которая является подвижной, закреплена во втулке методом пайки. Через втулку эту пропущен вал распределителя.

На нее также надета пластина из пластика. Здесь же находится зафиксированная в корпусе самого прерывателя подвижная пластина. Все они зажаты при помощи граверных шайб и зафиксированы на этой втулке при помощи стопорного кольца. Неподвижная пластинка закреплена на корпусе трамблера тремя винтами. Аналогичную конструкцию имеет и распределитель зажигания ГАЗа, только типоразмеры могут отличаться.

Вакуумный регулятор

крышка распределителя зажигания

Подвижная пластина вместе с гайкой проворачивается вакуумным регулятором угла зажигания. Тяга, которая выходит из вакуумного регулятора, крепится к этой пластине. Сверху произведена пайка опорной пластины. Сам распределитель имеет в своем составе ротор и электроды, которые смонтированы в крышке из прочного пластика.

Пластиковая верхняя часть ротора закрепляется при помощи двух винтов на металлической пластине трамблёра. Ротор закреплен и может быть лишь в одном положении. Это происходит при помощи круглых и квадратных отверстий в металлической пластине и пластиковой части ротора. Данная «хитрость» позволяет не перепутать положение ротора при установке.

Распределитель и его конструкция

На роторе имеется один основной контакт в центре, а также внешний. Между ними находится небольшое углубление, в котором размещается постоянное сопротивление номиналом 5-6 кОм. С его помощью происходит подавление помех. В крышке распределителя находится контакт из угля (подвижный, внутри имеется пружина), который передает импульс непосредственно от катушки по подвижному ротору.

Во время вращения последнего импульсы через сопротивление переходят к внешнему контакту. А вот внешний контакт уже раздает импульс поочередно на боковые электроды, которыми оснащена крышка распределителя зажигания. Далее импульс высокого напряжения поступает по бронепроводам к свечам. Между их электродами имеется небольшой зазор, в котором и проскакивает искра.

Работа распределителя

распределитель зажигания газ

Во время работы трамблёра происходит искрение. Параллельно с этим образуются пары, которые состоят по большей части из озона и азотной кислоты. Чтобы избавиться от них, имеются отверстия в крышке трамблёра и в корпусе самого распределителя. Внизу корпуса находится конденсатор, его емкость составляет порядка 0,25 мкФ. Он необходим для избавления от переменной составляющей в электрическом токе с низким напряжением. А теперь рассмотрим то, как происходит функционирование системы зажигания.

Процессы в низковольтной цепи системы

В конструкции имеется две цепи. Первая рассчитана на работу под низким напряжением, а вторая под высоким. Схема движения электрического тока в цепи низкого напряжения следующая. От положительного вывода аккумулятора ток поступает на выключатель зажигания. Далее он следует к обмотке катушки, после чего идет на прерыватель. После чего происходит замыкание на корпус (минусовой вывод аккумулятора). В том случае, если на выходе генератора напряжение больше, чем у аккумуляторной батареи, протекание тока идет несколько иначе. Начинается цепь с 30-го контакта генератора. Когда электрический ток протекает по обмотке катушки, создается магнитное поле.

Стоит отметить, что катушка зажигания – это простой трансформатор повышающего типа. Правда, коэффициент трансформации у него очень большой, так как на первичную обмотку подается 12 Вольт, а с вторичной снимается более 25 тысяч. Когда замыкаются контакты в прерывателе, происходит расширение силового магнитного поля. Также происходит увеличение ЭДС индукции в первичной обмотке. Вследствие этого не происходит увеличение силы тока в низковольтной части системы. Немного иные процессы можно наблюдать, если рассмотреть бесконтактный распределитель зажигания. В нем вместо группы контактов устанавливается датчик Холла. А на роторе трамблера имеется «юбка» из металла.

Процессы в высоковольтной части

бесконтактный распределитель зажигания

Ток с высоким напряжением, который вырабатывается вторичной обмоткой катушки, поступает через бронепровод к центральному контакту крышки трамблера. Затем через сопротивление идет к внешнему контакту, который направляет импульс на наружные пятачки в крышке. Через них по бронепроводам импульс распространяется к электродам свечей зажигания. Далее, как вы знаете, происходит воспламенение топливовоздушной смеси в камере сгорания. Сгорание топлива происходит в течение тысячных долей секунды. При этом коленвал двигателя внутреннего сгорания успеет повернуться не более чем на 50 градусов.

Раннее зажигание

Чтобы добиться самой большой мощности, а также обеспечить достаточно экономичный режим, нужно производить воспламенение немножко раньше, нежели поршень придет в положение верхней мертвой точки. Это называется углом опережения зажигания. Но не стоит переусердствовать, так как слишком раннее зажигание приведет к тому, что вся топливовоздушная смесь успеет воспламениться до того, как поршень окажется в верхней мертвой точке.

Это приведет к тому, что на верхнюю поверхность поршня начнет действовать выталкивающая сила. Он по инерции движется вверх, но сила взрыва не дает ему это сделать. Поэтому так важна правильная установка распределителя зажигания и регулировка угла опережения. Естественно, снизится мощность мотора, возникнут какие-либо стуки. Если он заведется, то работа будет неустойчивой и обязательно окажется заметным перегрев.

Позднее зажигание

установка распределителя зажигания

В том случае, если зажигание установлено слишком поздно, топливовоздушная смесь начнет воспламеняться в тот момент, когда поршень совершает движение вниз. Объем камеры сгорания в этот момент стремительно растет. Следовательно, воспламеняемая топливовоздушная смесь будет создавать меньшее давление на поршень, нежели в случае нахождения его в непосредственной близости к верхней точке.В случае если зажигание установлено слишком позднее, в выпускном коллекторе обязательно начнет загораться топливовоздушная смесь, которая не израсходовалась во время рабочего такта.