Цветовой круг Иттена. Цветовая гамма

0
0

Цвет окружает нас повсюду. Нам довольно трудно представить себе монохромный мир, каким его видят многие животные. Приглушенные и насыщенные, яркие и тусклые оттенки не только вызывают определенные эстетические переживания, но и оказывают воздействие (достаточно четко выясненное и хорошо описанное в процессе множества научных исследований) на человеческий организм. С их помощью художник или дизайнер способен сотворить нужное настроение, выделить одни детали и скрыть другие. Именно поэтому цветовая гамма и принципы ее создания объясняются в первый же год обучения во всех образовательных учреждениях, так или иначе связанных с изобразительным искусством. Однако эти правила нужны не только студентам. Их знание пригодится при создании интерьера, выборе палитры макияжа, комплектации гардероба. К счастью, для проникновения в тайны колористики разработан простой и доступный инструмент — цветовой круг Иттена.

Автор

иоганнес иттен

Иоганнес Иттен — педагог и художник родом из Швейцарии. Его имя известно, без преувеличения, всем, кто связан с дизайном и изобразительным искусством. Иттен разработал учебный курс знаменитого Баухауза (Высшая шкала строительства и художественного конструирования, существовала в Германии в 1919-1933 гг.), который до сих пор лежит в основе программы многих аналогичных заведений.

Его книга «Искусство цвета» (как и второй бессмертный труд автора - «Искусство формы»), где изложена теория цветовых сочетаний, переведена на огромное количество языков и стала настольной для дизайнеров разных стран. И, хотя представители всех направлений визуального искусства практически хором твердят, что творить по правилам невозможно, понимание принципов создания гармоничных сочетаний лежит в основе успеха даже самых авангардистских проектов.

Схема

цветовой круг иттена

Что же представляет собой цветовой круг Иттена? Это графическая модель, позволяющая достаточно просто определить гармоничные сочетания. База схемы — три основных цвета: желтый, красный и синий. Они помещаются в центре круга и составляют треугольник с равными сторонами. Углы треугольника являются одновременно вершинами шестигранника, в который вписана первая фигура. Оставшиеся части шестиугольника заполнены цветами второго порядка, образованными путем смешения двух основных красок:

  • желтый и синий дают зеленый;

  • синий и красный — фиолетовый;

  • красный и желтый — оранжевый.

При этом каждый цвет второго порядка выглядит так, что невозможно сказать, какая из составляющих в нем превалирует.

Шестиугольник вписан в двойной круг, поделенный на двенадцать секторов. Те из них, которые соприкасаются с окрашенными вершинами, имеют такой же цвет. Оставшиеся сектора заполнены смесью соседних красок:

  • желтый и оранжевый дают желто-оранжевый;

  • красный и оранжевый — красно-оранжевый;

  • красный и фиолетовый — красно-фиолетовый;

  • синий и фиолетовый — сине-фиолетовый;

  • синий и зеленый — сине-зеленый;

  • желтый и зеленый — желто-зеленый.

Так получаются цвета третьего порядка.

Сделай сам

Цветовой круг по Иоханнесу Иттену достаточно просто сделать самостоятельно. Для этого потребуются лишь бумага, гуашь и немного терпения. Трудности могут возникнуть на этапе создания цветов второго порядка. Очень важно, чтобы они не тяготели ни к одной из своих составляющих. Впрочем, создание цветового круга — отличная практика, особенно для начинающих художников. Процесс помогает почувствовать краски и нюансы оттенков, проникнуться их «характером», научиться создавать нужную смесь и понять, в чем разница между соседними.

Кроме того, распечатанный с компьютера круг часто страдает некоторыми дефектами. Их причина — в особенностях цветопередачи экрана и принтера.

Круг Иттена и цветовые гармонии

Схема, созданная швейцарским художником, помогает людям творческих профессий находить беспроигрышные варианты визуального наполнения своих проектов. Круг позволяет составлять композиции на основе гармоничного сочетания двух, трех и четырех цветов. Для умеющих с ним обращаться он становится неисчерпаемым источником вдохновения. При этом правила выбора красок настолько просты, что пользоваться ими удобно в любой момент. Главное, чтобы под рукой был цветовой круг Иттена.

Гармония противоположностей

цветовая гамма

Для выбора подходящих оттенков используется внешний круг схемы, состоящий из двенадцати секторов. Точно друг напротив друга в нем располагаются дополнительные, или комплементарные цвета (красный — зеленый, оранжевый — синий и так далее). Они составляют контрастную пару, всегда очень яркую и выразительную. Как правило, на больших площадях такое сочетание не используется из-за своей экспрессивности, нередко утомляющей. Идеально использовать пару комплементарных цветов для выделения деталей и элементов.

комплементарные цвета в интерьере

В одежде и интерьере такое сочетание применимо, но с некоторыми говорками. Чаще всего стилисты и дизайнеры рекомендуют выбирать один из цветов в качестве главного, а второй использовать только для деталей. Возникающая разница площадей помогает несколько сгладить напряженность. Общая композиция перестанет быть навязчивой, приобретет большую цельность и привлекательность для глаза.

Триада

цветовой круг иттена как пользоваться

Очень интересно смотрятся сочетания трех цветов, расположенных на вершинах равнобедренного треугольника, вписанного в круг Иттена. Композиции, основанные на одной из подобных комбинаций, выглядят очень сочными. Как и в предыдущем случае, для создания гармоничного решения лучше один из цветов выбрать в качестве главного, а оставшиеся два использовать для расстановки акцентов.

оттенки цветов в цветовом круге

Нужно заметить, что применимость круга Иттена выходит за рамки двенадцати цветов, поскольку за каждым из них стоит длинная вереница всевозможных оттенков. Получить их просто: для это необходимо добавить белый, черный или серый. Цвет будет менять насыщенность, яркость и светлоту. Получающиеся оттенки также подчиняются законам композиции, как и 12 их «предшественников». При этом количество возможных сочетаний увеличивается практически безгранично.

Аналоговая триада

цветовой круг по иоханнесу иттену

Три цвета в вершинах равнобедренного треугольника в колористике носят название классической триады. Аналоговая же триада — это три цвета, расположенных в соседних секторах. На основе таких сочетаний получаются легкие и спокойные композиции с плавным переходом, без резкого контраста. Здесь также можно воспользоваться правилом одного главного цвета. А для привнесения большей контрастности добавить, например, белый или черный в виде рамок, границ рисунка или фона.

Цвета аналоговой триады также называют родственным. В одежде и интерьере такое сочетание всегда смотрится гармонично.

Контрастная триада

круг иттена и цветовые гармонии

Как уже было сказано, пара комплементарных цветов дает очень яркие сочетания. Для сглаживания эффекта можно использовать контрастную триаду. Для главного цвета вместо одного противоположного подбирается пара соседних к дополнительному. По-прежнему яркое сочетание лишается избыточной напряженности, становится менее агрессивным. При использовании контрастной триады легче создать гармоничную композицию, чем на основе комплементарной пары.

На вершинах прямоугольника

колористика цветовой круг

Цветовой круг Иттена предполагает и создание композиций на основе четырех красок. Гармоничное сочетание определяется при помощи прямоугольника. На его вершинах и располагаются нужные цвета, причем они составляют одновременно две комплементарные пары. Аналогично прямоугольнику нередко используют и квадрат. И снова во время комбинирования стоит уделить вниманию площади, которую занимает каждый цвет. Гармоничные сочетания проще всего создать, если определить один главный оттенок.

гармония цвета

Цветовая гамма, разработанная при помощи круга Иттена, в каждом отдельном случае дополняется и несколько изменяется дизайнерами. Часто в основе самых интересных сочетаний лежит лишь интуиция их создателя. Однако для понимания принципов колористики необходимо знать, что такое цветовой круг Иттена, как пользоваться им. Залог творческих прорывов — это хорошая база, теоретическая и практическая. Можно сказать, что именно с целью знакомства художников и дизайнеров с основами и правилами создана наука колористика, цветовой круг как один из ее инструментов, а также многочисленные труды исследователей мира искусства.