Художественное конструирование: цели, задачи и принципы процесса

Художественное конструирование (или дизайн) является не только творческим процессом, но и методом проектирования, предполагающим создание промышленных изделий. Изучается данной понятие дисциплиной «Техническая эстетика».

художественное конструирование

Художественное конструирование идет рука об руку с инженерным. Ведь оба эти направления позволяют решать технические и экономические задачи. Тех специалистов, которые работают в данной сфере, называют художниками-конструкторами или дизайнерами.

Становление направления

Истоки истории художественного конструирования изделий относятся к середине девятнадцатого века. Тем не менее основному этапу его становления предшествовал длительный период. Его начало было заложено еще на заре зарождения общественных отношений, при возникновении ремесленного производства. Труд мастеров в те времена был ручным, а применяемые при этом технологии - довольно примитивными. Процесс создания изделий осуществлялся простейшими орудиями и был малосерийным. Тем не менее каждая из выпущенных мастером вещей приносила пользу человеку, учитывая те или иные потребности будущего хозяина. При этом работы кустаря можно было назвать эксклюзивными и эстетичными.

По мере развития человеческого общества на смену ремесленному ручному труду пришло промышленное производство. На этом этапе начался выпуск «холодных» и «нечеловечных» вещей. Их дизайн был достаточно примитивен, ведь специалисты создавали прототипы изделий, которые впоследствии производились при помощи машин. Функциональность и экономичность выпускаемого товара были в ведении инженерных работников, а за их эстетический вид отвечали дизайнеры. Однако подобное разделение не устраивало потребителей. Они желали, чтобы дизайнеры до создания прототипа товаров тщательно изучали свойства используемых при создании изделий материалов, а также технологию производства. Это было необходимо для придания изделиям простоты в обращении. Именно поэтому следующий этап соединил в себе черты двух предыдущих.

Специалисты компаний, производящих различные изделия, стали работать над применением самых разнообразных материалов и технологий. Дизайнер же при этом перестал выполнять функции оформителя выпускаемых вещей. Эти специалисты научились мыслить масштабно, заранее представляя себе будущее творение. При этом немаловажным фактором их работы стало продумывание того, какое влияние окажет изделие на среду обитания и насколько уживется в ней.

Основной задачей художественного конструирования является сочетание двух направлений. Специалистам этой профессии стало необходимо сохранить чистоту идеи и одновременно с этим создать вещь, симпатичную для человека и обладающую функционально обоснованной формой. Для этого дизайнеру потребовались знания по социологии, демографической ситуации, физиологии, эргономике, медицине, психологии и т.д.

Предмет художественного конструирования

Основные задачи, методы и сфера деятельности дизайнера описаны в документах международной организации этих специалистов. Она была основана в 1957 г. и получила название ICSID.

Данной организацией были утверждены основные концепции деятельности художника-конструктора. Так, этим специалистом должны воплощаться в жизнь творческие принципы, существующие в технической эстетике. Кроме того, профессионалу необходимо в обязательном порядке соблюдать и применять все дизайнерские методики. В задачу, поставленную перед таким специалистом, входит определение предметов, услуг и форм, которые бы удовлетворяли потребности человека и делали его жизнь плодотворной.

задачи художественного конструирования

Под методикой художественного конструирования понимают разработку первоначальной идеи. Создавая будущее изделие, дизайнеру необходимо сотрудничать с другими специалистами для определения окончательной формы воплощения задуманного.

Процесс художественного конструирования предполагается при создании практически всех выпускаемых человеком предметов. Особенно это относится к товарам массового и серийного производства.

Задачи художественного конструирования в образовательном процессе

Осознав сущность предмета дизайна, можно понять его основное предназначение для формирования личности, отличающейся гармоническим развитием. Подобное конструирование является одним из направлений художественного творчества. В связи с этим в его задачу входит:

- формирование творческих способностей;

- содействие процессу воспитания эстетической культуры у подрастающего поколения;

- закрепление и углубление знаний и умений, а также навыков, которые были получены школьниками на занятиях по трудовому обучению.

Помимо этого, обучение художественному конструированию развивает эстетический вкус, формирует творческий потенциал личности, воспитывает способность в нахождении адекватного средства, позволяющего выразить создаваемый образ, повышает уровень умений, навыков и знаний в сфере художественно-трудовой деятельности.

Однако и это еще не все. Решение задачи художественного конструирования, как и всякого продуктивного вида деятельности, призвано создать хорошие условия для взаимодействия детей. Это воспитывает в них чувство долга, умение подчиняться требованиям коллектива, творчески работать, проявлять взаимопомощь, усваивая при этом правила общественного поведения.

В задачи художественного конструирования входит и интенсивное развитие у подрастающего поколения пространственного воображения, выработка умения в самое короткое время переходить от процесса мышления к действию, заранее обдумывать ход работы и планировать ее, а также развитие ловкости, точности движений и многое другое.

Закономерности дизайна

Сегодня применение технического и художественного конструирования позволяет людям создавать довольно гармоничные вещи, которые востребованы современным человеком. Данные направления лежат в основе дизайнерского искусства. Создавая продукт, автор применяет общественную практику, а также учитывает свои повседневные наблюдения и эмоциональное воздействие на человека окружающей среды. Все это подсказывает ему необходимые соотношения света и тени, пропорции и пластические формы. При этом в свое творение дизайнер вносит определенный смысл, направленный на поднятие настроения у покупателя и возникновение у него эстетических чувств.

Средства художественного конструирования

В своей работе дизайнер использует объемы и пропорции, плоскости и линии, цвета и ритмы, а также самые разнообразные способы создания декора. При этом художественное конструирование позволяет придать предмету определенный облик, который является задуманным автором образом.

цели художественного конструирования

В процессе своей деятельности дизайнер всегда думает о конечном потребителе, который приобретет и будет пользоваться вещью. При этом он не только призывает на помощь богатство фантазии, но и применяет знание технологий и свое мастерство. И если в прежние времена дизайнеры мало обращали внимание на удобство и простоту изделия, стремясь к его импозантности и пышности, то на сегодняшний день все это уже в прошлом. Специалисты стремятся создать вещь, которая была бы не только приятна глазу, но и удобна в эксплуатации.

Это и привело к тому, что дизайнерское дело начало придерживаться принципа единства форм в сочетании с практическим применением изделий. При этом возможности и свойства используемого материала находятся в полном соответствии с технологиями производственного процесса.

Законы дизайна

С описываемым в статье направлением деятельности дети начинают знакомиться еще в ДОУ. Изучением же теоретических основ занимается дисциплина «Технология» (11 класс). Законы художественного конструирования из нее узнают старшие школьники.

Важнейшее понятие, усваиваемое при этом, заключается в единстве содержания и формы. Эти элементы в художественном конструировании техники и разнообразных бытовых вещей призваны взаимодополнять друг друга. Форму при этом считают внешним проявлением изделий, а под содержанием понимают внутреннее устройство.

В любой вещи что-либо является главным. Что-то считается второстепенным. Главное при этом должно изображаться во внешнем виде любого изделия этого типа. Второстепенное же можно узнать по мелким, но при этом взаимосвязанным между собой элементам.

Еще одним законом художественного конструирования и художественного проектирования является пропорциональность. Любое изделие должно быть создано таким образом, чтобы все его составные элементы и части гармонировали друг с другом. Только при соблюдении пропорциональности вещь получится красивой и будет представлять собой единое целое. Соблюдение данного закона в дизайне обязательно.

Пропорции изделия при этом, как правило, складываются объективно и имеют непосредственную связь с конструкцией предмета. Это позволяет сделать форму содержательной.

Пропорциональность является обязательной при строительстве каркасов крыш, судов, при изготовлении стульев, столов и т.д.

Еще одним законом всех элементов художественного конструирования является их симметричность. Она представляет собой зеркальное отображение верхней и нижней, а также правой и левой частей изделия. Такую симметрию называют осевой. Но она является не единственной. Существует также центральная симметрия. Она наблюдается в том случае, когда каждая из точек элементов фигуры располагается на одинаковом расстоянии от ее центра. Симметрию человек наблюдал в природе на протяжении многих веков. Это позволяло постигать ее совершенства и красоты. Именно поэтому подобный закон дизайна можно видеть в большинстве окружающих нас предметов. Это одежда, мебель, инструменты и многое другое.

 игры по художественному конструированию

Однако об абсолютной симметрии в природе говорить нельзя. Существует множество предметов, в которых данное условие не соблюдено, но при этом они также, несомненно, красивы. Стоит отметить, что, например, в японском искусстве прекрасными формами считаются те, которые обладают асимметрией.

Принципы художественного конструирования непременно включают и соблюдение динамичности. Данная характеристика формы непосредственно связана с ее пропорциональностью. Хорошим примером при этом может послужить крыло лайнера. Ведь оно сконструировано из отдельных, пропорционально уменьшающихся по размеру поперечных частей.

Под динамичной понимают такую форму изделия, которая обладает односторонней направленностью и как бы вторгается в пространство. Примером тому может служить внешний дизайн легковых машин, поездов, лодок, дельтапланов, самолетов и планеров.

Существует в художественном конструировании и закон статичности. Он обусловлен неподвижностью формы изделия. Это понятие противоположно динамичности и подчеркивает состояние покоя. Статичными являются крупные объекты, симметричные формы, а также предметы, имеющие явный центр.

Одним из главных средств, применяемых при создании композиции изделия, является контраст. Он представляет собой противопоставление, когда происходит выделение различных свойств изделия. Например, это может быть сочетание простого и сложного, белого и черного, высокого и низкого, шероховатого и гладкого. Весьма контрастно, например, смотрятся небольшого размера черные ручки, находящиеся на белом фоне кухонных шкафов. Но в этом случае противопоставляются не только цвета, но и масштабы. При увеличении размеров ручек контраст ослабевает.

Еще одним законом дизайна является равновесие формы. Это такой внешний вид изделия, при котором сохранен баланс между всеми его элементами, находящимися слева и справа. Однако равновесие формы не всегда, как может показаться на первый взгляд, достигается симметричным расположением ее частей. Довольно устойчивыми, например, выглядят экскаваторы и строительные краны. В этой технике равновесие предусмотрено конструктивной особенностью.

Фактором качества и немаловажным средством композиции является цветовое оформление изготавливаемого изделия. Оно позволяет подчеркнуть особенность формы. При этом привлекательность окраски позволяет придать интерьеру благоприятную психологическую атмосферу. Дело в том, что различные цвета воспринимаются человеком по-разному. Это и должно быть учтено во время конструирования и художественного труда. Так, синий цвет считается холодным, а вот черный – тяжелым, грязным и теплым. Изделие белого цвета всегда воспринимается как легкое и чистое. Существует также множество предметов, которым необходима броскость цвета. Таковыми, например, являются детские игрушки, которые окрашивают в самые яркие цвета.

Виды дизайна

Все методики художественного конструирования подразделяются по трем направлениям. При этом разграничивают:

- арт-дизайн, который называют также духовным;

- дизайн коммерческий;

- дизайн промышленный.

художественное конструирование методика

Из всех перечисленных выше видов выделяется, прежде всего, арт-дизайн. Цели художественного конструирования при его использовании состоят в создании самых разнообразных изящных вещей. Дизайнерские решения данного направления основаны на принципах чистого (высокого) искусства. Необычные предметы, созданные художниками, привлекают внимание многих. Ведь людям нравятся изделия, в которых чувствуется теплота человеческих рук и глубина чувств автора.

А вот коммерческий дизайн является весьма ответственным и серьезным делом. Это создание интерьера общественных помещений с целью получения прибыли. Ведь приятная обстановка магазинов, ресторанов и баров позволит привлечь покупателя и спровоцировать его на покупку.

Промышленный дизайн преследует свои, специфические цели. Художественное конструирование в этом случае связано с предметами бытового назначения, которые выпускаются индустриальным способом. Интересное и качественное оформление товаров позволит выделить их на потребительском рынке и заинтересовать потенциального покупателя. При этом промышленный дизайн имеет свои разновидности. В их перечне находится автомобильное и транспортное художественное конструирование.

Создание красивых вещей

Большинство предметов производится человеком с помощью станков и машин. При этом каждый покупатель желает приобрести красивую вещь. В связи с этим современное конструирование и проектирование изделий имеет неразрывную связь с эстетикой.

Развитие дизайна происходит не только из-за выросшего благосостояния населения, но и в связи с появлением новейших технологий и все возрастающей конкуренцией. А для создания красивых и эстетичных вещей художественное и инженерное конструирование в производстве должны находиться рядом. Только совместная работа специалистов этих двух направлений позволит создать нужный продукт.

Художественное конструирование в ДОУ

Занятия малышей в детском саду весьма разнообразны. Но все они направлены на поддержание интереса у ребенка к тому или иному виду деятельности. Целью художественного конструирования в ДОУ является развитие способности воспитанников к творчеству, выдумке и фантазии. Это направление деятельности предусматривает работу с самыми разными материалами для получения полезных и эстетически значимых предметов.

техническое и художественное конструирование

Уроки по художественному конструированию проводят с картоном и бумагой, деревом, а также другими материалами. Это позволяет приобщить малышей к изобразительному искусству, а также вызвать их интерес к рисованию и лепке, аппликации и другим жанрам. В итоге у ребенка начинают развиваться познавательные потребности. Он вырабатывает умение всматриваться в образ картины или скульптуры, определяя при этом использованные методы изображения.

Нередко воспитатели проводят с малышами игры по художественному конструированию. Это позволяет педагогу осуществлять эстетическое и нравственное формирование личности дошкольника. Дети приобретают технические навыки и формируют общее представление о создаваемых ими объектах. Кроме того, у малышей развивается самостоятельное мышление и художественный вкус.

Уроки дизайна в школе

Эстетическое воспитание продолжается при поступлении ребенка в младший класс. Здесь также ему преподаются основы такого направления, как художественное конструирование. Учащиеся решают различные технические задачи, требующие умственного напряжения. При этом используется основной принцип художественно-прикладного конструирования, который предусматривает обучение школьников обращению с инструментами, а также обработке используемого материала.

По мере взросления учащиеся начинают усваивать знания о применении различных комбинаций средств выразительности, которые используются в дизайне. Это позволяет сформировать пространственное мышление детей и их правильное цветоощущение. Переходя из класса в класс, учащиеся получают разнообразные конструкторские познания, которые идут параллельно с пониманием композиции формы. Это позволяет более глубоко познать красоту окружающего мира.

принципы художественного конструирования

Методика занятий по художественному конструированию у школьников может быть различной. Так, создавать новые предметы дети могут, например, под диктовку педагога. Учитель лишь демонстрирует своим воспитанникам конструктивные детали будущего изделия и показывает те приемы, с помощью которых они были изготовлены. Далее ученики копируют его действия.

Художественное конструирование порой использует и метод аналога. В этом случае детьми создаются предметы при непосредственном руководстве учителя. Далее они сами изготавливают аналогичный предмет.

В художественном конструировании создаются вещи и по образцу. Этот метод предполагает самостоятельный анализ учащимися готовой конструкции и дальнейшее определение ими формы и количества необходимых деталей, а также последовательности их сборки. Подобные занятия очень важны. Они приучают детей к самостоятельности в поисковой деятельности.

В художественном конструировании предметы могут создаваться по собственному замыслу. Иногда условия изготовления вещей оговариваются заранее. Порой предметы являются продуктом деятельности группы из 2-4 человек.