Промышленное искусство: определение, история и интересные факты

0
0

Промышленное искусство не относится к отдельному виду или направлению, а является областью дизайна для потребительских товаров массового изготовления. Это во многом творческий процесс, который предшествует выпуску продукта и предварительно устанавливает формы, особенности этого продукта с последующим его проектированием и макетированием.

Когда речь идет о промышленном (индустриальном) дизайне, то под словом «продукт» подразумеваются не только предметы широкого потребления, но также услуги, организация условий жизни, разработка логотипов и атрибутики для производственных компаний. Работа деятелей промышленного искусства, техническая эстетика и дизайн современных массовых изделий — результат совокупности интуитивного творчества и точного научного расчета.

промышленное искусство

Происхождение термина

Принято считать, что появление термина «промышленный дизайн» относится к 1919 году, и его первое использование часто приписывают индустриальному дизайнеру Джозефу Клоду Синелю, хотя сам он отрицал этот факт в интервью. И действительно, самое раннее упоминание о термине было в 1839 году в выходившем в Европе The Art Union, ежемесячном журнале по обзору изящных искусств.

Рождение и развитие индустриального дизайна

Рождение промышленного искусства непосредственно связано с ростом индустриализации, механизации, стремительным техническим и научным прогрессом. Потому промышленный дизайн всецело можно считать детищем XX века. Развитие массового производства изменило способ создания объектов потребления, и появились первые независимые промышленные дизайнеры, подобные Кристоферу Дрессеру или Клоду Синелю.

Изменчивые вкусы и потребности населения стремительно возрастали, появлялись новые технологии, материалы, небывалые прежде товары. Функциональность пользовательских предметов приобрела особое значение, и для разработки общего вида (эскиза, модели) товаров понадобились услуги не только художников, но и инженеров, механиков, металлургов, специалистов других направлений. Впервые возникла необходимость в коллективной работе над эстетикой продукта.

Так, в Германии возник производственный союз Deutscher Werkbund (1907 г.), где сообща работали художники, мастера декоративно-прикладного творчества, архитекторы, инженеры, разноотраслевые производственники. Союз объединял технические разработки и средства промышленного искусства. Его работу спонсировало государство с целью поднять эстетику, функциональность и качество традиционных немецких производственных изделий на более высокий уровень, конкурентоспособный по отношению к английской и американской продукции. Deutscher Werkbund стал предшественником Баухауса, совершенно уникальной творческой организации.

Bauhaus

В качестве отдельной области искусства промышленный дизайн, по-видимому, выделился благодаря Баухаусу (1919 – 1933 гг.), высшей художественной школе, созданной в Веймаре. Это было учебное заведение с новейшей системой обучения архитектуре и художественному конструированию. Там преподавали ведущие художники-авангардисты, архитекторы, фотографы, инженеры, скульпторы, мебельщики, мастера по металлу, стеклу, дереву. Bauhaus стал первым образовательным центром, где подготавливали квалифицированных дизайнеров.

искусство промышленного дизайна

Школа породила одноименный стиль промышленного искусства и архитектурное направление. Принципы Баухауса повлияли на эстетический облик строений и многих бытовых предметов. Созданные в стенах школы образцы многократно копировались производителями на протяжении всего XX века. В Германии находится несколько музеев промышленного искусства, посвященных работе Баухауса. В том, что расположен в Веймаре, можно увидеть экспонаты мебели, посуды, других бытовых элементов, привычные для современного человека и повторяющиеся в наши дни.

Сфера деятельности индустриального дизайна

Как правило, специалисты по промышленному дизайну работают в малом масштабе, а не в общем проектировании сложных систем, таких как здания, морские суда, поезда и другие масштабные объекты. Они обычно не проектируют двигатели, электрические цепи или механизмы, которые заставляют машины двигаться, но могут влиять на технические аспекты посредством принципов юзабилити и дизайнерских форм.

В понятие промышленного искусства как профессионального сервиса, включены разработки, создание концепций и спецификаций, которые оптимизируют функцию, ценность, внешний вид продукта в системе взаимной выгоды - как пользователя, так и производителя. Задача современного специалиста - установить наилучшую связь между изготовителем, продуктом, пользователем и средой.

 понятие промышленное искусство

Сотрудничество

Обычно индустриальные дизайнеры работают с другими специалистами, такими как инженеры, которые разрабатывают механические аспекты продукта, гарантируя их функциональность и технологичность, а также маркетологами для выявления, удовлетворения потребностей и ожиданий клиентов.

Промышленный дизайн тесно связан с инженерным дизайном, работа которого фокусируется главным образом на технологиях, функциональности и полезности продуктов, тогда как деятельность индустриальных дизайнеров ориентирована в основном на эстетические и пользовательские аспекты продуктов.

промышленное искусство техническая эстетика дизайн

Прославленные дизайнеры промышленного искусства

Как и в любом виде творчества, в индустриальном дизайне есть свои шедевры и гении-создатели. Ряд таких личностей оказал настолько значительное влияние на культуру и повседневную жизнь современного общества, что их работа документирована историками социальных наук:

  1. Оскар Барнак (1879 – 1936 гг.) был немецким оптическим инженером, прецизионным механиком, промышленным дизайнером и отцом 35-миллиметровой фотографии. Он разработал культовую модель фотоаппарата Leica (1913 – 1914 гг.), который был иконой фотографии на протяжении 50 лет и остается яркой чертой механического и оптического дизайна.
     музеи промышленного искусства
  2. Альвар Аалто (1898 – 1976 гг.), известнейший архитектор, был также разработчиком значительного количества предметов домашнего обихода (1930 – 1950 гг.), таких как стулья, табуреты, столы, кресла, лампы, вазы, чайная тележка и другие. Их формы повлияли на моду и были настолько популярны, что изделия долгое время не сходили с конвейеров, а некоторые копируются производителями до сих пор. Его проекты стали неотъемлемой частью направления скандинавского дизайна.
  3. Ричард Тиг (1923 – 1991 гг.) провел часть своей карьеры в American Motor Company. Он разработал концепцию сменных панелей кузова для создания широкого спектра различных транспортных средств. Тиг создал дизайн уникальных автомобильных конструкций Couer Pacer, Gremlin, Matador, Jeep Cherokee и полный интерьер Eagle Premier.
  4. Виктор Шрекенгост (1906 – 2008 гг.) — проектировщик велосипедного дизайна. С инженером Рэем Спиллером разработал конфигурацию первого грузовика, в котором двигатель располагался в кабине. Этот принцип актуален по сей день. Шрекенгост также основал школу промышленного дизайна Кливлендского института искусств.
  5. Раймонд Лоуи (1893 – 1986 гг.) — плодовитый американский гений, разработавший несколько дизайнов и логотипов автомобильных моделей для Studebaker и тепловозов для Pennsylvania Railroad, интерьеры орбитальной станции "Скайлэб" и пассажирского самолета "Конкорд". Он известен своим дизайном электробритв для Schick, холодильников для Electrolux, коротковолновых радиоприемников и французских печей для Le Creuset, целой линией современной мебели и множеством других предметов среди которых — фирменная бутылка для Coca-Cola. Классикой считаются его образцы корпоративных логотипов для Royal Dutch Shell, Lucky Strike, Greyhound.
  6. Супружеская чета Чарльз и Рэй Имс изменила интерьерную моду и представление масс о мебели. Они были самыми известными новаторами в области мебельного дизайна, а модели стульев Lounge Chair Eames и Lounge Lounge остаются неизменными шедеврами промышленного искусства и производства.

 музей декоративно прикладного и промышленного искусства

Музеи промышленного дизайна

Среди влиятельных дизайнеров следует назвать Генри Дрейфуса, Элиота Нойса, Джона Вассоса, Дитера Рамса и Рассела Райта. Производственные образцы творчества всех этих и других мастеров стали гордостью среди экспонатов известных музеев дизайна, таких как Cooper-Hewitt (Нью-йорк), Виктории и Альберта (Лондон), MAK (Вена), Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства (Москва), Nieuwe Instituut (Роттердам), Vitra (Германия), La Triennale (Милан) и других.

Формы новейшего дизайна

Напоследок хотелось бы упомянуть о внешнем дизайне компьютерного оборудования. Это молодое направление промышленного искусства, которое уже имеет свои уникальные произведения и феноменальных творцов.

  1. Компьютер Apple IIc введен в продажу с апреля 1984 года и стал первой моделью по компактности, графическому удобству значков и по значительным качествам визуального дизайна. Устройство разработано компанией Apple Inc.
     искусство промышленного дизайна
  2. Компьютер NeXT, представленный с большой помпой в 1988 году, был нацелен только на учебные заведения и продавался за 6500 долларов. В 1989 году он был коммерциализирован для распространения по всему миру и продавался по цене 9 999 долларов США. Тим Бернерс-Ли использовал компьютер NeXT в 1991 году для создания первого веб-браузера и веб-сервера. Модель разработана Стивом Джобсом в компании NeXT Inc.
  3. Apple Power Book (1991 г.) был одним из самых революционных компьютеров, когда-либо созданных. Он был невероятно портативным и легким, но функционировал не менее эффективно, чем настольный комплекс, включающий системный блок. Сегодня мы называем такие модели ноутбуками. Оригинальные серии Power Book 140 и 170 были разработаны Робертом Бруннером. Внешний вид отличался компактным темно-серым корпусом с трекболом вместо мыши. Новаторская передняя клавиатура оставляла место для ладоней пользователя. Дизайн компьютера был очень успешным и захватил 40% рынка ноутбуков. В 2000 году IDSA (Общество промышленных дизайнеров Америки) титуловало его «Дизайном Десятилетия».

Это ключевые вехи компьютерного дизайна, искусство которого развивается параллельно с технологиями. Какими будут шедевры будущего, покажет время.