Публичные слушания - это... Порядок, протокол и заключение публичных слушаний

Публичные слушания - это одна из форм участия граждан в местном самоуправлении. На этих собраниях происходит обсуждение различных вопросов, касающихся жизнедеятельности населения и обустройства муниципального образования. Для их проведения установлен определенный порядок. публичные слушания это

Публичные слушания: основное требование

Организация собраний, условия их проведения и участия граждан, формулирование результатов и обнародование итогов формулируются в Уставе МО и нормативных актах представительного органа. Первое требование, которое предъявляет законодательство, состоит в заблаговременном оповещении граждан. В уведомлении указывается время, место, вопросы, которые будут рассматриваться. В ходе этой процедуры предпринимаются необходимые меры по обеспечению участия граждан в собрании.

Инициаторы

Публичные слушания могут проводиться по заявке:

  1. Жителей МО.
  2. Представительного органа.
  3. Главы МО.

В первых двух случаях организация собраний осуществляется представительным органом. Если глава МО инициирует публичные слушания, администрация будет отвечать за их проведение.

Обсуждаемые вопросы

Круг проблем, который выносится на публичные слушания, определен в ФЗ, регламентирующем осуществление местного самоуправления. К вопросам, которые подлежат обсуждению, относится деятельность по формированию бюджета и его исполнению. Также проводятся публичные слушания по проекту планировки территории. В рамках этого вопроса обсуждаются правила:

  1. Застройки и землепользования.
  2. Изменения границ.
  3. Предоставления документации для условно-разрешенного вида участков и объектов капстроительства.
  4. Благоустройства. публичные слушания по проекту межевания

Публичные слушания по проекту межевания проводятся с участием собственников конкретных участков. На обсуждение выносятся вопросы, касающиеся изменения видов разрешенного использования земли и объектов капстроительства в случае отсутствия утвержденных правил застройки и землепользования. На собраниях может также рассматриваться проект планировки. Публичные слушания созываются для обсуждения Устава МО, нормативных актов о внесении в него поправок.

Реализация механизма

В вопросах регионального управления ключевое значение имеет ст. 26.13 ФЗ от 6-го октября 1999-го г. В ней предусматривается проведение слушаний по бюджетному вопросу. Во многих регионах утверждаются нормативные акты, которыми регламентируются такие мероприятия. В качестве примеров можно привести Приложения к решению исполнительной власти в Архангельской обл., Краснодарского кр., Постановление о публичных слушаниях №000 Санкт-Петербурга. В некоторых других регионах принимаются отдельные акты по проведению слушаний в соответствии с требованиями Земельного и Градостроительного кодексов, ФЗ "Об экологической экспертизе". Что касается непосредственно МО, то для них ключевым является ФЗ, регламентирующий общие принципы организации самоуправления на местах. Согласно положениям Закона, публичные слушания - это обязательная процедура в рамках рассмотрения основополагающих вопросов муниципального образования. публичные слушания по проекту планировки территории

Основное содержание

Публичные слушания - это собрание граждан, подготовленное и проведенное при участии представителей общественности. На него приглашаются СМИ и делегаты органов власти. В рамках собраний приводятся факты, участники высказывают мнения по обсуждаемым вопросам, рассматриваются рекомендации по решению проблем. Последние направляются органам власти. Публичные слушания - это одна из прогрессивных форм участия граждан в жизни МО. Они обеспечивают межсекторное взаимодействие органов власти, общественных организаций и бизнеса. Такие собрания выступают в качестве одного из механизма социального контроля. Эффективность слушаний зависит и от уровня публичности власти, и от степени развития институтов общества.

Преимущества

В результате проведения публичных слушаний местная власть получает:

  1. Дополнительные сведения о мнениях и фактах, касающихся обсуждаемого вопроса.
  2. Результаты независимой оценки проблемы и варианты ее решения.
  3. Новые предложения, альтернативные методы преодоления проблем.
  4. Анализ актуальности вопроса и сведения о группах заинтересованных лиц.

Общественность также получает возможность:

  1. Узнать и сравнить разные точки зрения на обсуждаемую проблему, понять позицию представителей власти.
  2. Оказать воздействие на решения и действия органов власти.
  3. Повлиять на формирование приоритетного мнения. публичные слушания сельские поселения

Использование результатов собраний в деятельности власти

Итоги слушаний имеют существенное значение для администрации МО. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. Вовлечением представителей власти в подготовку и проведение собраний.
  2. Обеспечением присутствия и информирования о результатах слушаний местные органы, в компетенцию которых включено решение обсуждаемых вопросов.
  3. Рассмотрением проблем на раннем этапе.
  4. Привлечением квалифицированных специалистов.
  5. Концентрацией на сопоставлении проверенных фактов.
  6. Обеспечением представительства и информирования всех общественных групп, заинтересованных в решении вопроса.
  7. Влиятельностью объединений, поддерживающих заключение публичных слушаний.
  8. Обнародованием итогов в СМИ и их воздействием на общественное мнение.
  9. Вынесением на рассмотрение альтернативных проектов и мнений.
  10. Обеспечением независимой оценки проблем.
  11. Проведением слушаний в помещении с высоким статусом (к примеру, в здании краевого Законодательного собрания).
  12. Присутствием представителей высшей власти МО.

Цели собраний

К самым общим можно отнести:

  1. Влияние общественности на деятельность власти.
  2. Формирование мнения по рассматриваемому вопросу.
  3. Воздействие на поведение граждан и предприятий.
  4. Информирование населения, СМИ и представителей власти о мнениях и фактах, касающихся темы собрания. протокол публичных слушаний

Следует, однако, отметить, что часто фактические цели далеки от провозглашенных. Публичные слушания могут выступать в качестве элемента избирательной кампании либо политической борьбы представителей разных структур или ветвей власти. Собрания могут созываться для демонстрации влиятельности, сведения счетов и так далее. Также бывают и так называемые "имитационные" публичные слушания. Сельские поселения, наиболее удаленные от областного/краевого центра, могут стать объектом манипулирования. Для исключения таких ситуаций на региональном и муниципальном уровне принимаются соответствующие нормы, жестко регламентирующие темы и порядок созыва собраний.

Специфика обсуждения

В качестве темы слушаний может выступать любая актуальная проблема, имеющая место на конкретной территории и затрагивающая интересы предприятий и граждан, находящихся в ее пределах. Решение таких вопросов должно входить в полномочия местной власти. Тема публичных слушаний, как правило, одна. Существенных аспектов, касающихся проблемы, должно быть не больше 4-5.

Особенности проведения собраний

Для публичных слушаний установлена определенная процедура. Собрания проводятся в несколько этапов. Рассмотрим их на примере обсуждения бюджетного вопроса. В зависимости от Устава МО этапы могут варьироваться, однако существуют стадии, которые должны соблюдаться при проведении слушаний по указанному вопросу:

  1. Предварительная публикация выносимого на обсуждение проекта бюджета и годового отчета по его реализации.
  2. Направление аргументированных замечаний и предложений от заинтересованных граждан и общественных организаций в адрес уполномоченного ответственного лица. Их необходимо отправить в срок, установленный нормативными актами МО. порядок публичные слушания
  3. Назначение ответственного лица за проведение слушаний - секретаря. Он обобщает полученные замечания и предложения.
  4. Проведение собрания. Протокол публичных слушаний подписывается председательствующим.
  5. Формирование итогового документа по результатам рассмотрения предложений и замечаний граждан и других заинтересованных представителей.
  6. Обнародование заключения.

Предусмотренная нормативными актами процедура не ограничивает круг субъектов, которые могут участвовать в собрании больше, чем это предусмотрено Конституцией, не предоставляет тем или другим участникам каких-либо процессуальных преимуществ. Исключением является секретарь, в обязанности которого входит обобщение поступивших от заинтересованных лиц замечаний и предложений.

Особенности организации

Комиссия по проведению публичных слушаний формируется муниципальной властью. Целесообразно привлечь в качестве членов оргкомитета представителей науки и общественности. Порядок и организатор обсуждения вопросов, касающихся оценки влияния на окружающую среду, определены федеральными и региональными нормами, землепользования - муниципальными. Слушания по проблемам бизнеса могут проводиться представителями общественности по их усмотрению. В этом случае основной целью выступает донесение мнения до органов власти.

Итоговый документ

Он обладает рекомендательным характером. Заключение публичных слушаний может адресоваться муниципальной власти, вышестоящим органам, гражданам, предприятиям, учреждениям, объединениям. В итоговом документе может содержаться описание самой проблемы, путей ее решения, призывы поддержать либо отвергнуть готовящиеся акты, отменить принятые ранее решения. В заключении могут присутствовать все различные предложения и мнения по рассматриваемому вопросу, которые выявлены на слушаниях. Публикация итогового документа обеспечивает гласность собраний. Обнародование осуществляется в соответствии с правилами, распространяющимися на нормативные акты МО, иную официальную информацию. Заключение публикуется на сайте муниципалитета (при его наличии). постановление о публичных слушаниях

Выводы

Публичные слушания выступают в качестве одного из важнейших элементов построения демократической процедуры учета общественных интересов. Некоторые сложности у представителей власти могут возникать вследствие затягивания срока принятия решений, в связи с проблемами при организации и проведении собраний. Это обусловлено в большей степени достаточно низкой квалификацией инициаторов и участников. Одним из существенных препятствий считается и недоверие к представителям власти. Вместе с этим публичные слушания значительно снижают вероятность ошибок. Они выступают в качестве одного из передовых способов реализации гарантий государства на защиту прав человека и гражданина. В рамках таких собраний обеспечивается большая цивилизованность и открытость при решении возникающих споров, разделение ответственности, привлечение широкой аудитории к процедуре решения проблем.