Как проводится обкатка лодочного мотора

Любой опытный автомобилист знает, насколько важно приработать узлы и механизмы двигателя. Это же относится и к лодочным моторам, которые имеют немало принципиальных отличий, но также нуждаются в предварительной обкатке. Существуют разные правила проведения этой процедуры, но в любом случае важно понимать, что это такая же необходимая часть техобслуживания, как и замена масла с проверкой работоспособности отдельных элементов агрегата. Конечно, обкатка лодочного мотора требует времени и организационных затрат, но в дальнейшем она обеспечит более надежную и долговечную работу механизмов. Теперь можно подробнее рассмотреть, как именно приработка силового агрегата влияет на увеличение его ресурса.

Чем полезен процесс обкатки?

обкатка лодочного мотора

Приработка элементов мотора затрагивает сразу три основных механизма – коленвал с подшипниками, детали редуктора и цилиндр с поршневыми кольцами. Сразу надо отметить, что обкатка двухтактного лодочного мотора обеспечивает приработку подшипников качения. В свою очередь, четырехтактные модели работают на подшипниках скольжения. В обоих случаях в ходе обкатки создается небольшое усилие на трение, которое позволяет изначально снять высокое напряжение на коленчатый вал. Что касается цилиндра с поршневыми кольцами, то здесь происходит выбор оптимального зазора с соблюдением приемлемого теплового режима. Если обкатка позволит настроить правильную приработку этих элементов, то рабочий ресурс поршня удастся довести до значения, близкого к максимальному.

Нюансы приработки редуктора

лодочный мотор меркурий

Редуктор все же вызывает некоторые сомнения в плане необходимости выполнения его приработки. Хотя большинство производителей выпускают шестерни из высококачественных сплавов, которые не дают стружки в ходе эксплуатации, бывают исключения. Например, лодочный мотор «Меркурий» содержит в редукторе детали, выполненные по технологии порошковой металлургии. Само по себе это говорит в пользу производителя, так как данная методика относится к передовым. Но есть у нее один недостаток – зубья элементов отличаются шероховатостью, которая может спровоцировать нежелательное трение уже в процессе обкатки. Тем не менее это нисколько не отменяет общую пользу от проведения этого мероприятия.

Обкатка мотора «Ямаха»

обкатка лодочного мотора ямаха

Выполнение обкатки моторов с зацепленным винтом следует проводить на протяжении 10 ч. Первые 10 минут агрегат должен работать с минимальной частотой – производитель рекомендует использовать холостой ход на высоких оборотах. Последующие 50 мин. обкатка лодочного мотора «Ямаха» проводится с дросселем, открытым чуть больше, чем наполовину, – то есть примерно 3000 об/мин. Дальнейшие два часа приработка должна выполняться при условии уже полностью открытого дросселя. На этом этапе задача пользователя состоит в том, чтобы довести частоту работы мотора до уровня, когда начнется глиссирование лодки. После этого обороты снижаются, следующие 7 ч. проводятся на разных частотах работы силового агрегата, но так, чтобы периоды с открытым дросселем не продолжались больше 5 мин. Важно отметить, что при обкатке следует использовать бензин, тщательно смешанный с маслом. После этого мотор будет функционировать в нормальном режиме, и заправлять катер можно будет чистым горючим, так как система впрыска «Ямаха» начнет оптимальную работу.

Обкатка мотора «Сузуки»

обкатка лодочного мотора сузуки

Производитель «Сузуки» также рекомендует выполнять обкатку в течение 10 ч. В первую очередь необходимо прогреть агрегат, запустив его работу в холостом режиме на 5 мин. Дальнейшие 15 минут следует начинать эксплуатацию на малой мощности. В этот период обкатка лодочного мотора «Сузуки» допускает и работу на передаче, но только при минимальных оборотах. Первые два часа можно испытать и управление агрегатом, но при условии использования не более чем половины от его максимальной мощности. Также надо следить, чтобы количество оборотов не превышало 3000 за минуту. При необходимости можно открывать дроссель на больший диапазон, но только с целью выравнивания положения лодки. После этого необходимо постепенно минимизировать скоростной режим. Следующий час можно выполнять обкатку на оборотах в количестве более 4000, но при этом не рекомендуется использовать высокую мощность при полностью открытом дросселе. Остальное время обкатки проводится на любых оборотах – главное, не злоупотреблять работой с открытым дросселем.

Обкатка мотора «Меркурий»

после обкатки лодочного мотора

Опять же для заправки следует использовать смесь из бензина и масла. Рекомендуемое соотношение этих компонентов составляет 25:1 соответственно. В данном случае нет жестких ограничений по работе на разных оборотах, однако есть другие тонкости. Дело в том, что лодочный мотор «Меркурий» уже в первые часы можно обкатывать с приоткрытым дросселем, но частоты должны меняться. То есть важен именно динамический режим работы без удержания постоянной скорости более 2 мин. Но также изготовитель моторов этой марки предостерегает от длительной работы с широко открытой заслонкой дросселя. Первое время эксплуатации таких режимов следует избегать.

Есть и нюанс, касающийся работы водяного насоса. Это особенно относится к режимам так называемой «сухой» эксплуатации, когда обкатка лодочного мотора проводится без обеспечения циркуляции воды в заборнике редуктора. Даже несколько секунд такой работы могут привести к повреждению насоса или перегреву силового агрегата.

Обкатка мотора «Тохатсу»

обкатка лодочного мотора тохатсу

В процессе обкатки вновь используется топливная смесь, обогащенная маслом. Оптимальное соотношение, которое рекомендует изготовитель, составляет 100 мл масляного компонента на 5 литров бензина. Соблюдение этого условия может спровоцировать довольно высокое выделение газов, но бояться этого не стоит. После того как будет завершена обкатка лодочного мотора «Тохатсу», необходимость использования подобных смесей отпадет, и работа выхлопной системы нормализуется.

Итак, начинается мероприятие с холостого хода, который поддерживается 10 мин. Дальнейшие три часа работа мотора допускает количество оборотов от 500 до 3500 с максимальной мощностью не более половины от всего потенциала. Затем возможно увеличение оборотов до 4000, с небольшим приростом в мощности. Этот период может продолжаться два часа. После первых пяти часов обкатка лодочного мотора допускает использование полного газа.

Эксплуатация после обкатки

Как таковая приработка механизмов мотора еще не означает, что агрегат может использоваться без соблюдения определенных ограничений. Одним из них является недопустимость использования максимальной мощности без достаточного прогрева. О таких нюансах не стоит забывать и в процессе полноценной эксплуатации. Сразу после обкатки лодочного мотора необходимо провести его техобслуживание, проверив фильтры, заслонки, тросы и элементы управления. Особое внимание уделяется герметичности. Дело в том, что наличие утечки является одной из самых опасных неисправностей. Собственно, такие меры предосторожности следует выполнять не только после обкатки, но и перед первым запуском мотора с момента его долгого хранения.

Заключение

обкатка двухтактного лодочного мотора

Относительно целесообразности проведения обкатки есть и немало отрицательных мнений. Во многом они сводятся к тому, что приработка лишь сокращает эксплуатационный ресурс агрегата, ничего не добавляя к его надежности и долговечности. И все же в большинстве случаев обкатка лодочного мотора показывает, что щадящий режим работы полезен его механизмам. Кроме того, именно в процессе такой приработки можно ознакомиться с возможностями лодки. В частности, новички на этом этапе осваивают работу с разными углами дифферента. Сразу после приобретения мотора отправляться на серьезную морскую прогулку в любом случае будет опрометчиво. А предварительное испытание позволит решить сразу несколько задач, одной из которых все же остается увеличение рабочего потенциала лодочного мотора.