Орест Кипренский, портрет Пушкина: «Себя как в зеркале я вижу»

0
0

1827 год. Еще не утихли страсти после декабрьского восстания. Свободный выезд из страны закрыт императором. Именно в этом 1827 году встречаются 4 одарённейших русских человека: В.А. Тропинин и величайший русский поэт; А.А. Дельвиг, О.А. Кипренский и блестящий создатель русского языка.

Домашний портрет

Василий Тропинин предположительно по заказу Соболевского, а, может быть, и самого Александра Сергеевича, изобразил Пушкина-поэта в свободной позе, в халате с небрежно повязанным шейным платком.

кипренский портрет пушкина
Эта одежда символична и означала в те времена стремление к вольности и свободе. На этом портрете поэт захвачен мыслью, он творит. Лицо одухотворено внутренним волнением. Рукопись на столе подсказывает, что лишь на минуту Александр Сергеевич оторвался от нее. Взгляд невольно останавливается на руке, которая лежит на ней. Два перстня украшают ее. Один из них – талисман, с которым поэт не расставался и посвятил ему стихотворение.

Этот портрет необыкновенно хорош, но далеко не полно характеризует сложную личность. В совершенно ином ключе создал в том же 1827 году Орест Кипренский портрет Пушкина.

Заказ Антона Дельвига

Какая буря волнений охватила блестящего портретиста, когда к нему обратился А. А. Дельвиг, никто не может достоверно сказать. Издатель и литератор хотел, чтобы написал О. Кипренский портрет Пушкина.

описание портрета пушкина кипренский
А. Дельвиг и А. Пушкин искренне дружили и сотрудничали вместе, издавая «Литературную газету». Просьба Дельвига не было случайностью. О. Кипренского уже знали как живописца, который не только отображает портретное сходство, но и глубоко проникает во внутренний мир своей модели.

Кипренский-портретист

Орест Адамович сразу смело вошел в русскую живопись и показал талант, сила которого была необычайна. С его полотен спала условность предшественников, которая покрывала их томной вуалью. Живописный язык О. Кипренского открывал в портретах современников напряженные духовные искания.

Великолепно представлял себе величие гения Кипренский. Портрет Пушкина, каким он должен стать? Как изобразить разноликость поэта, то веселого и смешливого, то резкого и вспыльчивого, то задумчивого и мягкого? Как разговорить его на сеансах, которые должны проходить в интересной беседе, а то нетерпеливый и подвижный Александр Сергеевич, не вынеся однообразия позы, просто сбежит?

Интересная, ответственная и трудная работа встала перед художником. Осознавал свой долг перед Отечеством Кипренский. Портрет Пушкина – это на века. Надо отразить сложную, многогранную натуру человека, который поставил русскую словесность на новый путь, и которого все цитировали. Его эпиграммы и запрещенные цензурой стихотворения ходили по рукам в списках. Кто-то восхищался, кто-то негодовал. Равнодушных не было. Такова история создания портрета Пушкина. Кипренский вполне осознавал меру своей ответственности перед современниками и потомками.

Работа над портретом

Приехав в Петербург из Москвы, поэт не собирался здесь жить. Он хотел съездить в Ревель к родителям. Но Дельвиг уговорил его позировать, тем более что цену Кипренский заявил невысокую – 1000 руб. Сеансы начались в доме Д. Н.Шереметьева. Дельвиг и Пушкин понимали, что писать будет портретист, которым восхищаются не только в России, но и в Европе.

Описание портрета Пушкина. Кипренский-психолог

орест кипренский портрет пушкина

Композиция портрета проста и естественна. Поэтому ясно, что она продумана от первой до последней детали. Корпус написан прямо, а голова чуть повернута вправо. Именно там стоит деталь, указывающая на занятие модели – муза поэзии Эрато с лирой в руке.

Из желтовато-зеленоватого фона четко проступает фигура Пушкина со сложенными на груди руками. Видны изящные ухоженные пальцы правой руки. Левая закрыта клетчатым пледом. Свет выделяет лицо с характерными чертами: чуть приплюснутым носом и полноватыми губами. Кудрявые волосы, не закрывая лицо, переходят в бакенбарды.

Поэт одет в черный сюртук. Слегка выступает белый воротник. Он подвязан платком темно-зеленого цвета. Живописец создал простой, изящный, элегантный облик.

Самое сложное в портрете – глаза. Они совершенно живые – ясные и чистые с голубоватым оттенком. Они наполнены чувством вдохновения. Выражение каждого из них, если внимательно вглядываться, различно. Правый – спокойный с легкой грустью, в левом – ирония, насмешка, легкое удивление. Этот метод применял Т. Жерико. Зритель воспринимает глаза одновременно, и потому они выражают многообразие духовного мира.

Мимика лица сдержанна и спокойна, но готова к действию. Губы закрыты не жестко и плотно, а готовы открыться, но их изгиб печален. Мягко и ненапряженно обрисованы мускулы лица.

Поэт недавно вернулся из ссылки, переговорил с императором, встретился с друзьями. Облик полон достоинства, уверенности и прилива творческих сил. В образе прочитывается сложное политическое и общественное время.

Портрет понравился поэту. Об этом говорит поэтическое послание художнику.

Автопортрет 1828 года

Он написан, когда художник задумывался о том, чтобы навсегда покинуть Родину.

история создания портрета пушкина кипренский
Кипренский изобразил себя в домашнем халате. Он всматривается в зрителя и не скрывает своих горьких дум о жестоком к талантам Отечестве. Он досказал в автопортрете все, что нельзя было сделать в портрете гениального поэта. Так дописывал Орест Кипренский портрет Пушкина, раскрывая аспекты своей личности.

Смерть художника

Летом 1836 года О.А. Кипренский женился на итальянке и, приняв католичество, переехал в Италию. Недолго длилось его счастье. Через несколько месяцев он скончался осенью в Риме, заболев воспалением легких. Там, под чужим вечно голубым небом, похоронен великий русский портретист. А.С. Пушкин пережил его всего на четыре месяца. Туманный Петербург простился со своим гением холодным февральским днем 1837 года.