Галерея Уффици: фото, картины и художники, советы перед посещением

0
0

Галерея Уффици - один из старейших музеев Европы, сохранившийся до наших дней. В нем очень богатая и грамотно сформированная коллекция.

При этом само устройство галереи отвечает современным представлениям о концепции музейного дела. Например, маршруты и экспозиции тщательно систематизированы, позволяя наглядно проследить ключевые исторические события, оказавшие влияние на создание всемирно известных памятников искусства.

Особенности галереи

Архитектура галереи Уффици

Галерея Уффици в наши дни считается одним из самых важных музеев, благодаря которому можно представить, как развивалось искусство всего западного мира. Интересно, что сформировалась она в один из самых знаковых моментов всемирной истории - во времена расцвета Ренессанса во Флоренции. Важную роль в этом сыграл великий герцог Козимо Медичи.

При этом официальное открытие галереи Уффици состоялось в 1756 году. Но она была известна и до этого, ее посещали по предварительной записи. Одна из ее главных отличительных особенностей состоит в том, что экспонаты расположены в определенном порядке. Сначала декоративные гротески, созданные Алессандро Аллори еще в XVI столетии, а в самом конце экспозиции находится коллекция уникальных портретов.

В наше время ежегодно галерею посещает около двух миллионов человек, что делает ее самым посещаемым художественным музеем во всей Италии.

Историческая справка

Галерея Уффици в Италии

Галерея Уффици во Флоренции появилась благодаря великому герцогу Тосканы, которого звали Козимо Медичи. Такое решение он принял в 1560 году. По его замыслу должен был быть возведен дворец, в котором располагались бы судебные и административные учреждения. Планировалось, что это новое здание станет своеобразным символом герцогской власти. За помощью в реализации этого проекта Медичи обратился к придворному художнику Джорджо Вазари.

В 1560 году началось строительство галереи Уффици. Вазари стал автором проекта огромного дворца с двумя крылами. Для его строительства пришлось снести несколько соседних зданий, среди которых оказалась старинная церковь Сан-Пьер-Скераджо. В западной части к новому комплексу примыкал монетный двор, где в XVI веке чеканили серебряные и золотые флорины, пользовавшиеся в Европе большой популярностью за счет своей высокой стоимости и неизменно стабильного веса.

Первые коллекции

Картины в галерее Уффици

С самого начала строительства галереи Уффици, фото которой есть в этой статье, Медичи начал собирать коллекцию картин. В нее входило большое количество настоящих шедевров того времени.

В 1565 году в проект галереи Уффици в Италии вносят определенные изменения. Из-за предстоящей свадьбы сына Медичи заказывает Вазари спроектировать тайный коридор, по которому принц сможет выходить из герцогского дворца в город без сопровождения кортежа военных. Уже через несколько месяцев коридор протяженностью около одного километра был завершен. Таким образом, Вазари реализовал уникальный архитектурный проект. Ему удалось соединить ключевые точки города, среди которых мост, река и административный центр, между собой.

Вазари умирает в 1574 году. Его дело продолжают Альфонсо Париджи младший и Бернардо Буонталенти.

Франческо Медичи

Важную лепту в создание галереи вносит Франческо Медичи. При нем Уффици обзаводится ценными предметами искусства и картинами художников первой величины. В 1581 году он переносит сюда самые ценные предметы, входившие ранее в семейную коллекцию. Несколько помещений на верхних этажах переделывают в выставочные залы.

На втором этаже выставляют античные статуи. Сердцем изначальной галереи считается так называемый Зал трибуна, спроектированный Буонталенти в 1584 году. Здесь можно найти олицетворение четырех стихий (огня, земли, воздуха и воды), и это не случайно, потому что Франческо увлекался алхимией.

Для галереи свои произведения создавали многие известные художники того времени, например Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Пополнение коллекции

Галерея Уффици во Флоренции

Семейство Медичи постоянно уделяло пристальное внимание вопросу пополнения коллекции. Благо для этого были исторические предпосылки. Ведь еще с XIV века Флоренция имела прочные международные связи, поэтому при случае с другими странами совершались выгодные обмены произведениями искусства.

Пополнялась галерея и после официальных визитов иностранных сановников в город. Серьезно обогатили художественное собрание пожертвования дипломатов и подарки знатных вельмож из других стран. К тому же Медичи особенно внимательно относились к представителям не флорентийской школы, то есть к иностранным художникам. Так что по собранию работ, представленных в Уффици, можно проследить этапы развития всего европейского искусства.

Например, в 1583 году Фердинандо I покупает античную скульптуру «Борцы», которую в то время только что обнаружили.

Когда состоялось открытие?

Официальное открытие галереи для широкой публики состоялось в 1769 году. Решающую роль в этом сыграл герцог Петр Леопольд из австрийской династии Габсбургов, которая стала править после Медичи.

С начала XIX века открываются новые залы в Уффици. В 2004 году началось расширение музея, которое происходит в основном за счет первого этажа, на котором изначально было много служебных помещений.

Коллекция галереи

коридор галереи Уффици

В наши дни в Уффици можно найти несколько тысяч живописных работ, начиная со средневековых и до современных картин. Также можно встретить античные скульптуры, гобелены, миниатюры, словом, все, что создавалось в европейском искусстве в последние несколько столетий.

Особенно знаменита собранием автопортретов галерея Уффици. Пополняться ими она не прекращает до сих пор.

Первый коридор

Посетители галереи Уффици

Сама галерея условно разделена на несколько коридоров. В первом из них размещены произведения конца XVI века, которые собирались еще основателями Уффици. На потолках гротески, которые были созданы по указаниям Филиппо Пигафетта.

Среди самых старых портретов нужно выделить «Серию джовиана», где изображены выдающиеся личности каждой страны и каждой эпохи.

Вдоль стен первого коридора стоят античные скульптуры и бюсты, входившие в коллекцию самих Медичи. К этому коридору относятся залы Тосканской примитивной живописи, Флорентийского треченто, Раннего Возрождения, а также произведения Леонардо да Винчи ("Благовещение"), Боттичелли ("Рождение Венеры", "Клевета", "Весна"). Многие художники в галерею Уффици с удовольствием передавали свои лучшие работы.

Второй и третий коридоры

История галереи Уффици

Организация второго и третьего коридоров велась параллельно с реставрационными работами в первом. Основные проекты были реализованы к 1996 году.

Среди знаковых скульптур здесь нужно отметить бюст «Умирающий Александр», римские копии психей и амура. На потолках гротесковые фрески, которые относятся ко времени правления Франческо I. Над окнами, выходящими на реку, расположены портреты, которые специалисты относят к «Серии джовиана».

В третьем коридоре представлены художественные произведения, созданные с XVII по XIX столетие, а также около полусотни портретов Лотарингской династии.

Тем, кто впервые отправляется в галерею, рекомендуют уделить на ее осмотр три-четыре часа, заранее продумать маршрут, решить для себя, какие именно произведения хотелось бы увидеть в первую очередь. Самое удобное время для посещения - обеденное (с 13 до 15 часов), а также ближе к вечеру, когда наплыв посетителей становится значительно меньше.

Русские художники в Уффици

Во Флоренции впервые обратили внимание на наших художников в начале XIX века. Первым русским живописцем в галерее Уффици стал Орест Кипренский, которому был заказан автопортрет. В 1831 году заказ от флорентийцев на собственный автопортрет получил еще один знаменитый отечественный художник - Карл Брюллов. Но по неизвестным для нас причинам в какой-то момент он потерял интерес к этой работе, и она вернулась в Россию, сейчас размещена в Русском музее.

Третьим русским художником в галерее Уффици стал Иван Айвазовский, выставка картин которого состоялась в 1874 году. Она вызвала настоящий восторг и искреннее удивление среди знатоков искусства. Флорентийская галерея не заставила себя ждать и вскоре прислала ему заказ на автопортрет для размещения в Уффици.

Портретист Борис Кустодиев, слава к которому пришла в начале XX века, также получил соответствующий заказ от флорентийской академии. Кустодиев - выпускник Петербургской академии художеств, он учился у Репина и Савинского. Славу ему принесли такие работы, как портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет жены (1903), "Чаепитие" (1913), "Купчиха за чаем" (1918), "Большевик" (1920), портреты Петра Леонидовича Капицы и Николая Николаевича Семенова (1921).

Он решает нестандартно подойти к жанру автопортрета. Кустодиев пишет себя на фоне панорамы Троице-Сергиевой лавры, у него за спиной можно рассмотреть зимний город, погруженный в праздничное убранство. Лавра была выбрана Кустодиевым не случайно. По его замыслу, именно она должна была символизировать русское православие.

При этом фигура самого художника кажется будто бы вырванной из толпы людей, гуляющих вдоль стен церкви на заднем плане. На автопортрете можно внимательно рассмотреть церковный пейзаж, толпу, пришедшую на праздничную ярмарку.

Сам предложил свой автопортрет Уффици один из самых известных авангардистов XX столетия, уехавший из России во Францию, Марк Шагал. Во всех своих работах он стремился проявлять национальный темперамент, внося элементы еврейской интерпретации даже в классические библейские сюжеты.

Над своим автопортретом он работал с 1959 по 1968 год.

Коллекция автопортретов продолжала пополняться на протяжении всего XX века, в том числе за счет русских мастеров. В 1983 году во Флоренции появляется картина Виктора Иванова, советского художника, чья биография была тесно связана с Рязанью. Среди его самых известных произведений циклы "В годы войны", "Русские женщины", "Полдник", "Рязанские луга", "Уборка картошки".

Много картин он привез из творческих командировок по Сирии, Египту, Мексике, Италии и Кубе. В Уффици выставлен его автопортрет с дочерью.

Еще один российский художник, удостоившийся такой чести, это Борис Заборов. Это отечественный живописец, который, как и Шагал, в свое время переехал во Францию. Именно в Париже итальянская галерея приобрела у него автопортрет с моделью.