Родион Щедрин: биография, личная жизнь и творчество композитора

Крупнейший советский композитор Щедрин Родион Константинович считается одним из самым удачливых из своих современников, и не только потому, что послушать его произведения по сей день приходит многотысячная армия слушателей, но и потому, что он был женат на самой легендарной из балерин своего времени - невероятной красавице Майе Плисецкой. Далее в статье читайте о жизни и деятельности Родиона Щедрина. Кратко мы также расскажем об истории любви этой красивой, и не менее талантливой пары. Кстати, они оба носили звание Народного артиста СССР. Для творческих людей советского периода это считалось наиболее почетным званием.родион щедрин

Родион Щедрин: биография, родословная

Родился будущий композитор в середине декабря 1932 года, в столице нашей страны. Его отец - Константин Михайлович, был музыкальным деятелем – теоретиком и педагогом. А вот мама – Конкордия Ивановна не имела к музыке никакого отношения. Дед Родиона по отцу был православным священником в Тульской губернии, в местечке Алексино. Тропинка, которая вела к той церкви, где он проводил службу, была окрещена прихожанами «щедринкой». Одним словом, отец композитора, Константин, все свое детство провел в маленьком провинциальном городке Алексино. Он обладал редкостными музыкальными данными, абсолютным слухом, мог запомнить музыку с одного прослушивания. Однажды в Алексино приехала актриса В. Н. Пашенная, она заметила талант мальчика и отправила его за свой счет в Москву, на учебу в консерваторию.родион щедрин биография

Детство Р. Щедрина

Родившись в семье музыкального теоретика, Родин Щедрин с самого раннего детства был окружен музыкой. Его отец и дяди виртуозно владели игрой на музыкальных инструментах и часто давали домашние концерты. В 1941 году, несмотря на то, что страна находилась в состоянии войны, мальчика отдали в Центральную музыкальную школу при консерватории г. Москвы. Кроме этого, он начал брать частные уроки по игре на фортепиано у М. Л. Гехтман. Однако вскоре школа была вынужденно закрыта, а семья Щедриных отправилась в эвакуацию в Куйбышев - город, который имел строго засекреченное значение, поскольку там был построен огромный тайный бункер для вождя и членов ЦК. Сюда для завершения работы над Седьмой симфонией приехал Дмитрий Шостакович, который в то время был председателем Союза композиторов СССР, а отец был ответственным секретарем Союза. В Самару были также переброшены многие деятели культуры, в том числе труппа большого театра. Мальчику часто приходилось находиться на репетициях оркестра Шостаковича. В 1943 году у них появилась возможность вернуться в Москву и Родион Щедрин, биография которого представлена в этой статье, вновь стал посещать Центральную музыкальную школу. Однако у него самого на свой счет были совершенно другие планы. Он считал, что не должен заниматься пустым делом – изучением гамм, а должен защищать Родину. 11-летним мальчишкой он дважды убегал на фронт, и ему однажды даже удалось дойти до Кронштадта. Родители решили не заставлять сына учиться в музыкальной школе, а определили его в Нахимовское морское училище, которое находилось в Ленинграде. В то время казалось, что мечта отца видеть своего сына музыкантом провалилась, но позже произошли события, которые предопределили его дальнейшую судьбу и изменили жизнь Родиона Щедрина невероятным образом.щедрин родион константинович

Путь в мир музыки. Музыкальное образование

В начале 1945 годов в Союзе открылось Московское хоровое училище, куда брали одних мальчиков. Его основателем и директором был известный хормейстер А. Свешников. Он пригласил в свое учебное заведение Константина Михайловича Щедрина преподавать музыкально-теоретические предметы, а также историю музыки. А тот, в свою очередь, решил привести сюда учиться своего Родю, у которого, как и у отца, был идеальный музыкальный слух и неплохой голос. К этому времени он уже не учился в Нахимовке.

Становление в качестве композитора

С первых же дней учебы в училище хоровое пение захватило Р. Щедрина. Позже первые его произведения были связаны именно с хором. Кстати, уже во время учебы в училище многие из воспитанников делали опыты в музыкальной композиции, а их директор давал юным композиторам возможность сразу же исполнять сочиненные ими произведения. В 1947 даже был проведен конкурс будущих композиторов, причем председателем жюри был сам Арам Ильич Хачатурян. И вот победителем конкурса стал Родион Щедрин – композитор хоть и совсем юный, но, безусловно, талантливый. К великому счастью многих студентов училища, для них организовывались встречи с великими отечественными композиторами: Шостаковичем, Хачатуряном, Флиером, Гинзбургом, Рихтером, Гилельсом, И. Козловским и др. Кроме этого, в училище особое внимание обращалось на владение студентами игры на фортепиано. К окончанию учебного заведения, Родион мог бы соперничать с именитыми пианистами. Его педагог считал его невероятно одаренным юношей и стал готовить его к поступлению в консерваторию.творчество родиона щедрина

Еще одна ступень к успеху преодолена

В 1950 году Родион Щедрин поступил в Московскую консерваторию, причем сразу на два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Его учителем стал профессор Яков Владимирович Флиер. Юноша так увлеченно занимался игрой на любимом инструменте, что даже подумывал уйти с композиторского факультета, однако его педагог не одобрял этого решения юноши. За период учебы он получил огромный запас знаний, а также развил свой музыкальный вкус. В композиторском же классе его учителем был Юрий Александрович Шапорин. Здесь царила прекрасная атмосфера. От него студенты учились не только профессиональным навыкам, но и приобретали множество знаний обо всем. Шапорин был настоящим эрудитом, интересным рассказчиком и острословом и просто очень душевным человеком. Он рассказывал ребятам подробности знакомства и общения с такими великими личностями, как Блок, Толстой, Горький, Бенуа, Петров-Водкин и т. д.

Творчество Родиона Щедрина: ранний период

К великому удивлению многих преподавателей, Родиона Щедрина – сына музыкального теоретика - стала интересовать русская фольклорная музыка, элементы которой он использовал в своих произведениях. Он органично синтезировал различные отрывки из народных песен и частушек, в результате чего у него получалась весьма своеобразная и очень красочная музыка. Родион Щедрин участвовал в фольклорных экспедициях, записывал на магнитофон народные песни, которые с удовольствием для него исполняли сельские жители. Особенно нравились Щедрину частушки, и он любовь к ним пронес через всю свою жизнь. Кстати, Первый концерт для оркестра, который он написал в 1963 году, был назван «Озорные частушки». А через 33 года, в 1999 году, он представил ценителям его искусства его новый вариант - «Частушки», сольный концерт для фортепиано.родион щедрин композитор

Одобрение “верхов”

Первый концерт для фортепиано, созданный студентом консерватории Родионом Щедриным в 1954 году, по счастливому стечению обстоятельств был включен в концертную программу одного из пленумов ЦК КПСС. Его виртуозно исполнил сам автор, а вскоре получил письмо о том, что его приняли в члены Союза композиторов. Для студента 4-го курса это было невероятной удачей. После окончания консерватории он поступил в аспирантуру по композиции, а его руководителем стал Ю. Шапорин.

Щедрин Родион: личная жизнь

В 1958 году в жизни молодого композитора началась романтическая полоса. Он познакомился с известной балериной, примой Большого театра Майей Плисецкой. А случилось это вот как. Родион был вхож в круг знакомых Лилии Брик, музы Владимира Маяковского, и был частым посетителем ее знаменитых вечеров. Кстати, он писал музыку для пьесы “Они знали Маяковского”, автором которой являлся муж Лилии - писатель и литературовед Василий Абгарович Катанян.

Однажды хозяева дома дали Родиону Константиновичу прослушать запись, сделанную на магнитофонной пленке, где Майя Плисецкая пела мелодию балета «Золушка» (Прокофьева). Композитор был просто изумлен: он знал Майю как талантливую балерину, но то, что она умеет так правильно и точно воспроизводить сложнейшие мелодии, даже не мог предположить. Ее нежный голос запал ему в душу, и вот однажды он получил приглашение от Лилии на вечер, который она устраивала в честь приезда в Россию Жерара Филиппа. Среди приглашенных была также Плисецкая. Родион Щедрин, конечно же, при первом же удобном случае познакомился с ней. В этот день он играл на фортепьяно только для нее, хотя в будуаре собрался весь московский бомонд. Затем он вызвался развести ее и других почетных гостей на своем авто по домам. В конце поездки в автомобиле остались только он и Майя. Некоторое время они беседовали о том о сем. Затем, прощаясь, она попросила его записать для нее ноты мелодии из фильма “Огни рампы”. Он с радостью взялся сделать это для нее, ведь благодаря этому он должен был еще раз встретиться с ней.жизнь родиона щедрина

Начало отношений

Двух талантливых людей окончательно сблизил балет «Конек-Горбунок», написанный Щедриным и включенный в репертуар Большого театра. Он приходил на репетиции не только для того, чтобы руководить оркестром, но и посмотреть на Майю. Будучи известной балериной, она часто бывала на гастролях по миру, поэтому постоянно находилась под пристальным наблюдением КГБ. Заметив интерес Щедрина к ней, друзья из верхов предупредили его об этом, однако ему было все равно, и он продолжал всюду следовать за ней. В том же 1958 году они стали жить вместе, но не зарегистрировали отношения. Затем они провели поистине райское лето в Доме отдыха творчества Композиторов в Сортавале, на Ладожском озере. Продолжением свадебного месяца стало путешествие из Москвы в Сочи на автомобиле Щедрина. Однако в Сочи их ждало разочарование. Согласно советскому закону, незарегистрированным парам не предоставлялись совместные номера. По возращении в Москву Родион Щедрин решил узаконить свои отношения с Майей. Это был настоящий брак по искусству, который сохранился на всю жизнь. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года.  родиона щедрина кратко

Творчество зрелого композитора

Большинство балетов Щедрина были связаны с его супругой, Майей Плисецкой. Так, в “Коньке-Горбунке” балерина исполняла партию “Царь-Девицы”. К окончанию аспирантуры в 1959 году Щедриным были созданы следующие произведения: несколько фортепианных сочинений, хоры, Первая симфония, «Веселый марш монтажников-высотников» - песня из кинофильма «Высота» и т. д. В 60-х было создал самое исполняемое сочинение, которое создал Родион Щедрин – “Кармен сюита”. К этому периоду также относится написанная им первая опера «Не только любовь» (он посвятил ее Плисецкой). Были созданы концерты для оркестра - “Звоны” и “Озорные частушки”, а также две крупные оратории «Ленин в сердце народном» и «Поэтория» и, пожалуй, самое масштабное из его произведение для фортепиано – 24 прелюдии и фуги, которые входили во Второй концерт для фортепиано. Параллельно с сочинительством он преподавал в Консерватории.

70-е

В новом десятилетии Щедрин Родион Константинович стал работать над оперой «Евгений Онегин», которая была предназначена для Большого театра. Затем в творчестве Р.К.Щедрина приходит полоса сатиры и юмора. Именно к этому периоду «Озорные частушки» и «Бюрократиада». В академических кругах “Частушки” не особо были приняты, зато их очень полюбил народ. Это произведение пришлось ко вкусу американскому дирижеру композитору Л. Бернстайну. Среди известных произведений, написанных им в 70-х, были либретто для сценических произведений: опер - «Мертвые души», «Лолита», балетов - “Дама с собачкой”, «Чайка», “Анна Каренина”, которые он посвящает своей супруге.

80-е

В 1981 году Щедрин создает шесть хоров на стихи Алескадра Сергеевича Пушкина, «Казнь Пугачева », «Тетрадь для юношества», а также 15 пьес для фортепиано, «Концертино» и др. Середина 80-х ознаменовалась для него созданием произведений, посвященных юбилею его кумира, 300-летию И. С. Баха. Его произведение для органа, шлейт, фаготов и тромбонов «Музыкальное приношение» поразило всех масштабностью. Создавалось такое впечатление, что он возвел своеобразный памятник памяти великого композитора. Компактная версия «Приношения» стала часто звучать в Рижском Домском соборе. Другим сочинением Щедрина, которое он также посвятил 300-летию Баха, была сольная соната для скрипки “Эхо” (1984 г.). Ее стали исполнять такие именитые скрипачи, как У. Хёльшер, М. Венгеров, С. Стадлер и др.

В том же году Р.Щедрин написал пьесу «Автопортрет» для симфонического оркестра.

Перестройка

С началом этого процесса перед творческой интеллигенцией были открыты новые возможности: теперь они могли иметь зарубежные контракты. В 1988 году в Массачусетсе состоялся совместный советско-американский фестиваль под названием «Делаем музыку вместе». В Штаты отправилась большая делегация из СССР. В фестивале приняли участие А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина, В. Лаурушас. В. А. Петров, и др. Это музыкальное широкомасштабное мероприятие имело громадный художественный и политический резонанс. Далее композитору стало намного легче работать, творить свободную музыку. Об этом свидетельствуют его произведения, созданные в 90-х и в новом тысячелетии.

Политика

Во второй половине 80-х Родион Щедрин решил заняться политикой, и в 1989 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР. Он входил в группу, членами которого были Сахаров, Ельцин, Старовойтова, Гдлян, Попов и др. Все чаще между Щедриным и Горбачевым возникали перепалки. Композитор выступал за реабилитацию Галины Вишневской и М. Ростроповича. В 1987 году, в связи с 1000-летием принятия крещения, он написал грандиозное произведение «Стихира на тысячелетие крещения Руси». Для него, внука священника, данная тема была особенно близка. Для первого исполнения композитор послал это произведение Ростроповичу, в Штаты. Таким образом, премьера состоялась в Кеннеди-Центре в Вашингтоне.

Прощание с музой

С 1991 года супруги Щедрин-Плисецкая поселились в Мюнхене. Здесь они занимались свободным творчеством. Это была прекрасная пара, которая уже давно стала одним целым. Вместе они прожили 57 лет. Майи не стало в мае 2015 года. Для ее супруга это было страшной потерей, особенно с учетом того, что ничто не предвещало ее кончины. За месяц до этого они приехали в Россию на премьеру его “Левши”. Всемирно известная балерина чувствовала себя прекрасно и до утра сидела рядом с мужем во время премьерного банкета. Родион Щедрин после смерти Плисецкой сообщил о том, что они вместе составили завещание, в котором записана их последняя воля. Похорон ни у нее, ни у него не должно быть. Они желают, чтобы их тела были кремированы, пепел смешан друг с другом, а затем развеян над Россией. Как понимаете, это должно быть тогда, когда произойдет смерть Родиона Щедрина. А пока урна с ее прахом хранится в доме композитора. Дай бог ему долгих лет жизни!