Существование и сущность людей. Философская сущность человека

Проблема сущности человека является ключевой в учении об индивиде и его бытии. Это обуславливается тем, что раскрытие сути входит в определение любого объекта. Без этого нельзя говорить о функциях, значении предмета. Рассмотрим далее, как происходит понимание сущности человека. сущность людей

Специфические характеристики

Мыслители разъясняли сущность людей, определяли их отличие от животных. При этом они использовали разные специфические характеристики. Действительно, человек отличается от животного по разным признакам: плоским ногтям, интеллекту, религии, улыбке и так далее. При этом следует заметить один интересный факт. Сущность людей пытаются определить не исходя из них самих, а используя те признаки, которые отличают их от ближайшего вида. Между тем такой прием в методологическом плане следует считать не совсем правомерным. Объясняется это тем, что сущность любого объекта устанавливается в первую очередь имманентным (внутренним) способом бытия этого предмета, его собственными закономерностями существования. Кроме того, далеко не все характеристики индивида можно признать значимыми.

Труд

Он выступает в качестве специфической субстанции, находящейся в основе исторического развития и бытия человека. Труд, как показывает современная наука, ведется всегда в условиях общего производства. Люди не могут ничего создавать и заниматься работой, не вступая опосредованно либо прямо в отношения с другими индивидами. Совершенствование общего производства и труда способствует расширению сфер взаимодействия.

Позиция Маркса

Уровень, на котором индивид накапливает, осваивает и реализует комплекс отношений, отражает сущность развития человека. В этой связи можно считать вполне правомерной критику Маркса идей Фейербаха. Последний понимал человека абстрактно. Маркс говорил о том, что суть индивида выступает как комплекс отношений с другими. В данном случае речь о всей совокупности взаимодействий: прошлых и настоящих, идеологических и материальных. Проще говоря, общественная сущность человека не сводится исключительно к "экономической", или "играющей", или "разумной". Индивид является и производящим, и культурным, и политическим, и нравственным и пр. одновременно. В нем аккумулируется в той или иной степени весь спектр отношений. За счет этого, в свою очередь, реализуется социальная сущность человека.

Комплексность категории

Рассматривая сущность человека в жизни, следует обратить внимание на другой аспект вопроса. Индивид – результат исторического процесса. Современный человек не появился из "ниоткуда", он стал следствием развития человеческой истории. Вместе с тем индивид – это не только результат отношений, но и их творец. Из этого следует, что человек выступает одновременно и в качестве объекта, и в качестве субъекта отношений. В нем реализуется тождество и единство. Между обществом и человеком существует диалектическое отношение. Индивид – это микромир. В нем общество проявляется на микроуровне, а оно, в свою очередь, - человек в рамках всех его отношений. Можно сделать следующий вывод. При рассмотрении индивида оценивается сущность деятельности человека. Вне ее он не может находиться. Вне деятельности индивид не становится человеком. В этом смысле прав Аристотель. Этот мыслитель говорил, что существо, которое не способно вступать в общение, является или Богом, или животным. социальная сущность человека

Бытие

Между тем человек не сводится только к своей сущности. В реальном своем проявлении она обнаруживается в бытие. Сущность людей – общая характеристика рода. Бытие отдельного индивида всегда обособлено в конкретно-эмпирическом выражении. Существование не исчерпывается сущностью. Оно выступает как бытие целостного субъекта в многообразии форм, свойств, видов его проявления. Природа и сущность человека выражается в единстве трех начал. Первое уже было рассмотрено выше. Его отражает социальная сущность человека. Второй аспект – психологический. Неотъемлемым третьим компонентом выступает биологическая сущность человека. Если исключить любой из этих факторов, будет уничтожен и сам индивид. Целостное формирование связано с этими ключевыми элементами. Природа и сущность человека – результат взаимодействия естественных задатков индивида, окружающей среды и внутреннего Я (воли, стремлений, интересов и пр.).

Экзистенциализм

Бытие является таким же значимым вопросом, как и сущность человека. В обществе выдвигается множество взглядов на него. Особый интерес представляет подход в рамках экзистенциализма. В этом учении бытие трактуется в соотнесении с трансценденцией. Она предполагает выход за пределы индивидуально-реального мира. Конечность бытия задана. Она обнаруживается в том, что существование человека рассматривается с позиции смертности. Отсюда вывод об индивидуальности бытия. Люди, хотя и проживают совместно, умирают в одиночку. В экзистенциализме индивид и объединение рассматриваются как противоположности. Они всегда находятся в непримиримом конфликте. Человек – личность, объединение индивидов – безличность. Подлинность бытия связывается с индивидуальным. В этом плане рассматривается сущность свободы человека. Она проявляется в стремлении к трансценденции. Неподлинное бытие – желание утвердиться в обществе. Оно проявляется, кроме прочего, в стремлении принять действующие законы. В этом смысле сущность личности человека и его подлинное бытие становятся несовместимы. Об их соотношении высказался Сартр. Он указывал, что сущности предшествует существование. Только перед лицом смерти выявляется, что в индивиде подлинно, а что нет.

Другой подход

Между тем ряд авторов не соглашается с позицией экзистенциалистов, говорящих о том, что человек сам по себе – "ничто", абсолютная внутренняя свобода. В действительности, индивид всегда "нечто". С другой стороны, он совершенствуется в определенной среде. Она, в свою очередь, накладывает на него ограничения. Соответственно, рассматривая сущность понятия "человек", следует сказать, что индивидуальное его бытие невозможно вне системы отношений. Равно как и суть индивида отсутствует вне его бытия. Из этого следует, что говорить нужно не о приоритетности категорий, а о диалектике. Рассуждать можно о неразрывной связи, единстве существования и сущности человека. Последняя формируется в ходе бытия и постоянно в нем присутствует. Само бытие поэтому всегда значимо. К этому выводу пришел один из известных экзистенциалистов Камю. В своем "Бунтующем человеке" он отвергает тезис Сартра. Камю выдвигает противоположную идею. Он говорит о том, что сущность изначально присутствует в существовании в виде "семени", а не в качестве "плода", взявшегося неизвестно откуда.

Особенности соотношений

Философская сущность человека, как указывалось выше, состоит из трех компонентов. При этом все элементы не только взаимодействуют, но и определенным образом соотносятся друг с другом. Особый интерес в этом сочетании представляет биологическая сущность человека. Она проявляется в нервно-мозговых, электрохимических, морфофизиологических процессах. Человек не может существовать безотносительно к биологической природе. Он не в состоянии перестать пить, есть, выйти из телесной оболочки и пр. Естественное и общественное находятся в неразрывном единстве. Его сторонами выступают организм и индивидуальность. Первое является естественной основой человека, а личность – качество, связанное с сущностью. биологическая сущность человека

Наследование

В плане своей биологической сущности каждый человек обуславливается определенным генотипом – комплексом генов, которые передаются от родителей. При рождении индивид получает наследственность. В форме задатков она шифруется в генах. Задатки оказывают влияние на физические, внешние данные – цвет кожи, рост, форму лица, голос и пр. Кроме этого, они обуславливают и психические качества – темперамент, эмоции, некоторые черты характера и пр. Ученые считают, что по наследству в некоторой степени передается и одаренность – склонность к тем или иным наукам, искусству и так далее. Между тем не следует говорить только о естественной обусловленности способностей. Задатки выступают только как их предпосылки. Их нельзя сводить к генотипу. Способности обуславливаются единством 3-х факторов, которые уже приводились выше.

Крайности

Их необходимо избегать, рассматривая сущность людей. Не следует занимать позицию абсолютизации того или иного фактора. Если приоритетным станет социальный компонент, то человек предстанет как абсолютный результат окружающей среды. В этом случае внешние условия, как на "чистой доске", распишут все этапы, которые пройдет индивид. Сторонники этого подхода не только сущность, но и все существование человека ставят в зависимость от социальной среды. В свое время именно на такой позиции стояли люди, боровшиеся против "буржуазной" науки генетики. Второй подход предполагает "биологизацию" человека. Его сторонники пропагандируют различные расистские теории, в рамках которых провозглашается превосходство одной нации над остальными. Несостоятельность концепций обуславливается тем, что уникальность генотипа выражена на индивидуальном, а не на каком-либо другом уровне. Биологизаторскую позицию занимали представители социал-дарвинизма, объясняя жизнь человека на основании естественного отбора.

Генно-культурная коэволюция

Это современный подход к вопросу соотношений внешних и внутренних аспектов индивида. Социобиологи считают, что процессы генной (органической) и культурной эволюции идут совместно. Они тесно взаимодействуют. Однако приоритетная роль отводится все-таки генам. Они выступают как конечные причины множества поступков. В этой связи человек является объектом биологического изучения. Мысли по этому поводу излагал в своих работах Уилсон. Он считает, что задача социобиологии состоит в изучении естественных основ всех форм поведения у всех животных, в том числе и у человека. Ключевые положения концепции сведены к тому, что индивид не может иметь "трансцендентальных" целей, появляющихся вне его организма.  сущность деятельности человека

Нюансы теории

Между тем трактовать поведение и эволюцию индивида преимущественно биологическими терминами не совсем верно. Естественный и внешний аспекты, как отмечалось выше, тесно взаимосвязаны. Младенец, который попадает в животные условия, даже если выживает в физическом смысле, не станет человеком. Для этого ему необходимо пройти определенные этапы адаптации. В этой связи верным можно считать утверждение, что ребенок выступает только в качестве кандидата в человека. Он не может стать им в изоляции. Ребенку необходимо учиться быть человеком в процессе общения с другими индивидами.

Потребности

Вне социальной среды один только естественный аспект не делает человека личностью. Более того, следует отметить еще один немаловажный факт. Естественный аспект реализуется и удовлетворяется в социальном виде. Речь, в частности, об удовлетворении разнообразных потребностей: продолжение рода, питье, еда и пр. Стоит, однако, заметить, что такое "очеловечивание" природы не всегда на практике означает облагораживание. В отличие от животного отдельно взятый индивид может удовлетворять потребности в достаточно извращенной форме. Соответственно, общество в целом может негативно повлиять на окружающую среду. Это воздействие сегодня является не просто фактом. Оно выступает как глобальная проблема, и ее решение связывается с выживанием человека.

Антропологический рационализм

Эта концепция достаточно длительное время являлась приоритетной. Индивид и его мотивация рассматривались исключительно как выражение сознательного аспекта. Данный подход нашел отражение в известном картезианском тезисе "мыслю, значит, существую". Индивид с этой позиции рассматривался только как "разумный". Начиная с Новой эпохи, в философской антропологии на передний план постепенно стало выходить бессознательное. Такие известные мыслители, как Кант, Кьеркегор, Лейбниц, Шопенгауэр, Гартман, Ницше анализируют с различных сторон значение и роль психических процессов, которые не осознаются индивидом.

Концепция Фрейда

Этот мыслитель открыл целое направление в области философской антропологии. Фрейд определил бессознательное как ключевой фактор человеческого существования и измерения. Он представил его как могущественную силу, противостоящую сознательному. В рамках своей концепции Фрейд разделяет психику на 3 пласта. Нижним и самым мощным является "ОНО". Его можно сравнить с частью айсберга, находящейся под водой. В "ОНО" сосредотачиваются разнообразные естественные страсти и влечения, сексуального характера в первую очередь. После этого слоя следует "Я". Он представлен как относительно небольшой пласт сознательного. Далее идет "Сверх Я". В нем заключены нормы и идеалы, моральная цензура, сфера долженствования. Человеческое "Я", по Фрейду, постоянно вынуждено разрываться между осуждаемыми неосознанными побуждениями "ОНО" и морально-культурной цензурой "Сверх Я". Из этого следует, что сознание нельзя назвать хозяином в своем доме. Сфера "ОНО" полностью подчиняется принципу наслаждения и удовольствия. Она имеет определяющее влияние на поступки, чувства, мысли. Человек в первую очередь является существом, движимым сексуальной энергией и устремлением. общественная сущность человека

"Отягчающие обстоятельства"

По Фрейду, драматизм бытия усугубляется тем, что среди неосознанных влечений присутствует врожденная склонность к агрессии и разрушению. Она выражается в "инстинкте смерти", который противостоит " инстинкту жизни". Таким образом, внутренняя среда индивида – это, кроме прочего, ее и арена борьбы между двумя влечениями. Танатос и Эрос рассматриваются Фрейдом как 2 самые могущественные силы, которые определяют поведение индивида. Человек, таким образом, получается сотканным из множества противоречий между естественными влечениями, осознанными нормами, бессознательным и сознательным, инстинктами смерти и жизни. Однако в конечном итоге стремление к удовлетворению низменных нужд выступает у Фрейда определяющим. Человек является в первую очередь эротическим существом.

Теория Юнга

Вопрос о бессознательном интересовал многих ученых. Одним из них был швейцарский психиатр Юнг. Он, однако, выступал против рассмотрения человека как эротического существа. Юнг пытался глубже дифференцировать "ОНО", выведенное Фрейдом. Кроме "индивидуального бессознательного", он выделил еще и "общественное". Последнее является отражением опыта прежних поколений. Содержание этого коллективного бессознательного формируется общечеловеческими первообразами – архетипами *народный герой, Родина-мать, богатырь и пр.). Их комплекс образует опыт предыдущих поколений, который переходит к молодым. Архетипы составляют основу мифов, символики, сновидений, художественного творчества. Ядро личности формируется единством коллективного и индивидуального бессознательного. Однако ключевое значение имеет все же первое. Таким образом, по Юнгу, человек – существо в первую очередь архетипное. проблема сущности человека

Другие идеи

Многие последователи Фрейда развивали его теорию сознательного и бессознательного. Они уточняли учение, вносили коррективы. Например, Адлер критиковал идею Фрейда, преувеличивающую эротическую, естественную сторону человека. Он считал, что бытие связано и с другими сферами. Адлер говорил, что человек – это еще и социальное существо. Его поведение связано и с сознательными интересами. Фромм критиковал фрейдовскую концепцию об антагонизме между культурой и сущностью человека. Он признавался, что в его позиции не отдается приоритет какому-то одному фактору. В качестве одной из ключевых предпосылок для развития человека Фромм называет противоречие, которое исходит из двойственной сущности. Индивид является частью среды и одновременно он наделен разумом. Это противоречие Фромм назвал "экзистенциальной дихотомией". Обуславливается она тем, что в связи с отсутствием сильных инстинктов, помогающих животным, индивид вынужден решать разные задачи, руководствуясь сознанием. При этом результаты далеко не всегда продуктивны. Это, в свою очередь, вызывает беспокойство и тревогу. Соответственно, цена, которую платит человек за сознательность, - это неуверенность.

Выводы

Если оценивать роль бессознательного в теории последователей, стоит отметить, что непосредственная постановка вопроса является заслугой Фрейда. Рассмотрение человека и его существования через соотношение сознательного и бессознательного внесло новые элементы в философскую трактовку вопроса. Вместе с тем в концепции отмечается явная абсолютизация значения бессознательного. Эволюция фрейдизма между тем указывает на то, что представители психоанализа стремились отойти от первоначальной концепции. Они склонялись больше к признанию значения сознания и воздействия социального условия на формирование индивида. В частности, по Фромму, эра, связанная со становлением рыночных отношений, порождает нового человека, обладающего иными качествами. Индивид воспринимает все в качестве товара. Это относится не только к вещам, но и к личности, ее физической энергии, знаниям, навыкам, чувствам, умениям. Основной целью человека с рыночным характером выступает совершение выгодной сделки. Альтернативой этому должны стать такие условия, в которых на передний план выходит бытие индивида. понимание сущности человека

Заключение

Разработка проблемы бессознательного оказала существенное влияние на исследование индивидуального и коллективного сознания, разграничив психику человека на два аспекта. Здесь следует сказать о распространенном сегодня термине "менталитет". Под ним понимают глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий в себя и бессознательный аспект. Менталитет содержит комплекс установок, предрасположенности индивида или группы воспринимать, мыслить, совершать поведенческие акты конкретным образом. Если говорить о личности, то ментальность формируется на базе традиций, окружающей среды, культуры, оказывая при этом на них непосредственное влияние.